Прежде всего следует сказать, что в компетенцию этого суда входит рассмотрение споров не только по торгово-экономическим делам, но по всей гамме правоотношений, регулируемых так называемым Европейским правом (право ЕС). В это право включаются следующие нормативные источники:
— «первичное право ЕС» — это учредительные акты, на основе которых зиждется ЕС: договоры о создании ЕЭС (Римский договор 1957 г.) и договоры о ЕОУС (1951 г.) и Евратоме (1957 г.), а также последующие договоры, в том числе: Брюссельский договор 1965 г., Люксембургский компромисс 1966 г., Единый Европейский акт 1986 г., Маастрихтский договор 1992 г., Амстердамское соглашение 1997 г., Ниццкое соглашение 2001 г., договоры и акты о приеме новых членов в ЕС и др.;
— «вторичное право»: сотни и тысячи правовых актов, издаваемых полномочными органами Евросоюза;
— соглашения ЕС с третьими странами, одобренные Советом ЕС.
Вспомогательными источниками считаются:
— правила процедуры органов ЕС;
— общие принципы права и другие традиционные вспомогательные источники, как доктрина, судебные прецеденты.
Суд в настоящее время имеет 2 инстанции.
Суд ЕС (высшая инстанция). Состоит из 15 судей, практически они назначаются с общего согласия по одному от каждой страны-члена. Кроме того, назначаются 9 генеральных адвокатов (иначе — советников) на уровне судей по оплате и квалификации. И те и другие — на 6 лет, полностью независимые и не связанные с какой-либо государственной службой. Каждые 3 года состав судей и генеральных адвокатов обновляется с правом оставления на повторный срок. Судьи и генеральные адвокаты могут быть отрешены от должности только по единодушному мнению остальных судей и генеральных адвокатов, и только по основаниям несоответствия должности.
Председатель Суда избирается судьями на 3 года.
Суд ЕС, как правило, заседает в полном составе, но может в определенных случаях образовывать из своего состава палаты по 3, 5 и 7 человек для рассмотрения дел некоторых категорий и для других процессуальных действий.
Генеральные адвокаты изучают поступившие на рассмотрение Суда ЕС дела и подготавливают персональные независимые и мотивированные заключения для рассмотрения Судом. Суд может не согласиться с этими заключениями.
Суд ЕС по определенным категориям дел является первой и единственной инстанцией. Это иски государств-членов, институций ЕС и Европейского центрального банка, а также запросы, поступающие в Суд в преюдициальном порядке. Решения Суда окончательны и не подлежат обжалованию. Суд также выполняет роль второй инстации для созданного в 1989 г. Суда первой инстанции. Причиной его возникновения была необходимость разгрузить Суд ЕС от слишком большого наплыва дел менее существенного значения.
Суд первой инстанции состоит также из 15 судей. В нем нет генеральных адвокатов, и он также может работать как в пленарном составе, так и в камеральном — по палатам из 3 и 5 судей. В компетенцию суда первой инстанции входят, в частности, определенные иски: о возмещении вреда, о бездействии органа ЕС, об отмене его акта, споры между ЕС и его персоналом.
Решения Суда первой инстанции могут быть обжалованы в Суд ЕС, причем не только сторонами в процессе, но также государствами-членами и органами ЕС, не являющимися сторонами в процессе, если сочтут, что решение затрагивает их интересы. Апелляции по сути возможны по вопросам права: отсутствие компетенции, нарушение Права Сообщества, процессуальные нарушения. Суд ЕС может вынести решение по апелляции сам или отправить дело в суд первой инстанции для повторного рассмотрения, и в этом случае решение Суда первой инстанции будет окончательным.
Принудительное исполнение решений Суда ЕС и Суда первой инстанции осуществляется по правилам, действующим в соответствующих государствах-членах.
В Суд ЕС и в Суд первой инстанции могут обращаться (rationae personae) государства-члены ЕС, национальные суды государств-членов, органы ЕC, физические и юридические лица по следующим основаниям (rationae materiae):
1. Рассмотрение дела в преюдициальном порядке. Такие обращения принимаются от национальных судов, если требуется толкование норм Европейского права, легитимности того или иного акта органа Сообщества, применимости соответствующих норм и актов к национальной правовой системе. Мнение Суда ЕС рассматривается как обязательное и правообразующее для национального суда, который при решении соответствующего судебного дела обязан руководствоваться мнением Суда ЕС.
2. Иски. Это могут быть иски государств и органов ЕС к государствам же и к Сообществу. В частности, к Сообществу могут предъявляться иски (в том числе физическими и юридическими лицами) об отмене неправомерно принятого акта или, наоборот, о бездействии, о принятии надлежащего акта. Это могут быть иски о возмещении вреда и о невыполнении договорных обязательств. Иски физических и юридических лиц рассматриваются, как правило, Судом первой инстанции.
Иски о принудительном исполнении. Обычно подаются Комиссией ЕС, либо государствами-членами к другим государствам-членам в связи с претензиями о несоблюдении Права ЕС.
3. Апелляции в связи с применением санкций на основе Права ЕС.
4. Рекомендательные заключения относительно толкования или применения норм Европейского права, или проектов актов или договоров. Обычно обращения исходят от государств-членов или от органов ЕС. Рекомендации Суда носят консультативный характер. Однако невыполнение рекомендации Суда, например, при заключении договора от имени Сообщества может стать поводом для приостановления вступления его в силу до приведения в соответствие с ним определенных норм Права ЕС.
В ходе полувековой истории ЕС роль его Суда оказалась весьма значительной в обеспечении соблюдения и единообразного толкования норм Европейского права, при этом Суд сохранял репутацию беспристрастного, свободного от политических влияний фактора укрепления интеграционного механизма ЕС. Надо заметить вместе с тем, что ЕС, в частности, в связи с вступлением в него в 2004 г. новых 10 государств, ожидают значительные институционные изменения, которые, возможно, коснутся и Суда ЕС.
Суд ЕС в юридико-техническом и концептуальном отношении является уникальным по своей компетенции: это и международный суд (по межгосударственным спорам), и конституционный (по делам толкования и соблюдения Европейского права), и административный (по внутрисоюзным делам, по трудовым и т.п. спорам). Разумеется, все в рамках Европейского права.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Решения Трибунала по делам публичной службы в качестве представителя низшего звена судебной системы ЕС можно обжаловать в кассационном порядке в Трибунал первой инстанции. Последний в этом случае de facto выступает уже в качестве суда второй инстанции, что и обусловило его переименование Лиссабонским договором 2007 г. в «Трибунал» (см. вопрос N 47). В дальнейшем проигравшая сторона может производить обжалование в надзорном порядке в Суде Европейских сообществ (термин «надзор», известный российскому праву, в данном случае не используется). С этой целью она может обратиться с ходатайством к Первому генеральному адвокату Суда Европейских сообществ (см. вопрос N 60). Последний, признав ходатайство обоснованным, вправе внести соответствующее представление в Суд.
Решения Трибунала первой инстанции могут быть пересмотрены Судом Европейских сообществ по жалобам заинтересованных лиц. При этом «жалоба в Суд ограничена вопросами права» (ст. 58 Статута), т.е. речь идет о кассационной процедуре.
Если Суд признает жалобу обоснованной, он может вынести по делу окончательное решение или отправить его на новое рассмотрение в Трибунал.
Срок на обжалование является весьма продолжительным: два месяца с момента уведомления о решении Трибунала. Достаточно обширным является также круг лиц, управомоченных подавать жалобу: помимо сторон такой возможностью обладают любое государство-член или институт Союза.
С другой стороны, обращение в вышестоящую инстанцию (т.е. в Суд Европейских сообществ) не приостанавливает действия обжалуемого решения Трибунала. По общему правилу, последнее вступает в силу с момента его оглашения. Чтобы приостановить исполнение, заинтересованная сторона должна подать мотивированное ходатайство Председателю Суда Европейских сообществ.
Суд Европейских сообществ — высшая инстанция, решения которой не могут быть отменены никаким институтом или органом Союза, а равно иными европейскими, национальными или международными инстанциями.
Статут и Процессуальный регламент в некоторых случаях допускают возможность пересмотра своих решений самим Судом, а именно:
— ревизия (франц. revision): пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам не позднее 10 лет с момента вынесения решения;
— оппозиция (франц. opposition): обжалование заочных решений со стороны не явившегося ответчика (не позднее одного месяца с момента уведомления о решении);
— оппозиция третьих лиц (франц. tierce opposition): обжалование со стороны лиц, не участвовавших в судебном разбирательстве, по мнению которых решение Суда наносит ущерб их интересам (не позднее двух месяцев после опубликования решения в Официальном журнале Европейского Союза).
Указанные способы обжалования на практике почти не используются. Предусмотренное Лиссабонским договором 2007 г. присоединение Европейского Союза к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (см. вопросы N 17 и N 84) позволит оспаривать акты его органов, в том числе судебных, в действующем на основании данной Конвенции Европейском суде по правам человека (см. вопрос N 49).
Однако следует учитывать, что Европейский суд по правам человека не наделен полномочиями отменять акты, признанные им противоречащими Конвенции. В случае констатации такого факта сторона (государство — участник Конвенции или, в будущем, Европейский Союз) должна самостоятельно внести изменения в свои правовые акты, в том числе, при необходимости, пересмотреть ранее вынесенные ею судебные решения.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Из этого следует, что при нарушении Конвенции страной, ратифицировавшей её, у пострадавшего появляется право обжаловать действия страны-нарушителя. Соответственно возникает множество вопросов о том, как подать в суд по правам человека.
ЕСПЧ — очень бюрократизированный орган. Поэтому, подавая жалобу по гражданскому или уголовного делу, нужно строго соблюсти требования суда к жалобе. В противном случае она будет признана неприемлемой и не будет рассмотрена.
Важно понимать, что ЕСПЧ — это не элемент какой-то национальной судебной системы. Европейский суд — совершенно самостоятельный суд, он не является одной из ступеней обжалования судебного акта, принятого судами России. Поэтому подача жалобы в ЕСПЧ непохожа на обжалование судебного акта в один из российских судов.
Как подать жалобу в Европейский суд?
Жалобу может написать и подать лицо, которое считает, что государством нарушены его права, установленные Конвенцией и протоколами к ней. Госпошлина про подаче жалобы в ЕСПЧ не взимается.
При этом неважно, в каком именно процессе нарушены эти права: уголовном, гражданском или административном. Важен сам факт нарушения прав.
Кто может подать жалобу и против кого она подаётся?
- физические лица;
- неправительственная организация;
- группа частных лиц.
При этом заявителю-физическому лицу необязательно быть гражданином того государства, против которого он подаёт жалобу.
Важно помнить: при подаче жалобы по уголовному или гражданскому делу ответчиком всегда является государство, нарушившее права, изложенные в конвенции. ЕСПЧ не примет жалобу против фирмы или физического лица; ответчиком может быть только государство.
Условия подачи жалобы в ЕСПЧ по гражданскому и уголовному делу
ЕСПЧ принимает жалобы, когда исчерпаны все внутренние правовые способы защиты. То есть прежде, чем идти в ЕСПЧ, нужно пройти все возможные внутренние суды, но здесь есть оговорки. Позвольте пояснить подробнее.
Поэтому ЕСПЧ принимает жалобы на нарушение Конвенции по уголовным делам уже после апелляции.
Здесь в полной мере реализуется правило, что перед подачей жалобы в Страсбургский суд нужно пройти все внутренние судебные инстанции, то есть:
- суд первой инстанции;
- апелляцию;
- кассацию;
- вторую кассацию (то есть Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ).
Если отправлять в ЕСПЧ жалобы по гражданскому делу до решения Судебной коллеги во второй кассации, ЕСПЧ не будет рассматривать жалобу по существу.
Срок подачи жалобы в ЕСПЧ
Как собирать доказательства для подачи жалобы в ЕСПЧ?
В идеале нужно готовиться к подаче жалобы в ЕСПЧ уже с первой инстанции.
Суть в том, что заявитель жалуется на действия государства, нарушившие его права. Важно зафиксировать действия государства, которыми нарушены права. Как это можно сделать?
Пример: идёт судебный процесс по уголовному делу. Защита подсудимого заявляет ходатайство о проведении судебно-психологической экспертизы свидетеля со стороны обвинения. Судья отказывает в этом, мотивируя, что ходатайство заявлено преждевременно. Нужно требовать занести факт ходатайства и отказа в протокол. Отказ судьи может стать одним из доказательств нарушения права на справедливое судебное разбирательство.
После решения суда первой инстанции подаётся апелляция. Важно отразить в апелляционной жалобе те нарушения, которые допустил суд первой инстанции. Это даёт апелляционному суду возможность исправить эти нарушения. Если апелляция не исправит нарушения, для ЕСПЧ это будет аргументом в пользу заявителя.
Важно: часто податели жалоб в Европейский суд просто копируют кассационную жалобу (если речь про уголовное дело, ведь кассационная жалоба подаётся после апелляции) или жалобу, направляемую во вторую кассацию. Но жалобу в ЕСПЧ пишутся совершенно иначе, чем жалобы в суды России.
Далее вы можете видеть формуляр жалобы в ЕСПЧ. Формуляр — это единственно возможный вариант подачи жалобы (хотя есть ещё вариант отправки жалобы по факсу, но о нём сейчас не будем). Именно в формуляре следует указать всю информацию, которую заявитель считает необходимым довести до сведения Европейского суда.
Формуляр жалобы в ЕСПЧ и как его заполнять
Если жалоба подаётся от имени человека, то есть физического лица, то следует заполнять раздел А.1. Если заявитель — организация, то А.2.
Здесь не должно возникнуть сложностей. В строке адрес необходимо указать адрес регистрации.
1-ый лист формуляра
2-ой лист формуляра
3-ий лист посвящён представителю физического лица. Если представителя нет, то есть заявитель пишет и отсылает жалобу сам, то нужно пропустить этот лист.
Если заявителя представляет человек, не являющийся адвокатом, например, супруг или супруга, то надо заполнять блок С.1. Если представляет адвокат, то С.2.
В блоке С.3. заявитель и его представитель должны поставить подписи и даты. Этот блок предназначен для того, чтобы заявитель согласился уполномочить представителя действовать от его, заявителя, имени.
3-ий лист формуляра
4-ий лист — о представителях компании-заявителя. Физические лица не заполняют этот лист.
4-ый лист формуляра
На 5-ой, 6-ой и 7-ой страницах нужно изложить обстоятельства дела в хронологическом порядке. Необходимо стремиться к лаконичности и относимости фактов именно к описываемому нарушению. Нет большого смысла описывать ситуацию с самого начала, т.к. вы потратите место и не опишите по настоящему важные факты описывающие причины обращения в ЕСПЧ: какие действия государства и как ущемили права заявителя.
Итак, еще раз: нужно излагать факты. Эмоций и описаний моральных переживаний в этом разделе быть не должно.
На страницах 8 и 9 надо дать юридическую оценку фактам, изложенным на страницах 5, 6 и 7.
Нужно изложить, каким образом, и какие нормы Конвенции нарушила Россия своими действиями.
На 10-ой странице формуляра жалобы в ЕСПЧ нужно указать, какими средствами восстановления прав пользовался заявитель: обращался в суды, но те не смогли признать (прекратить) нарушение прав заявителя.
Требуется указать, когда заявитель получил окончательное решение суда: от этой даты отсчитывается 6-месячный срок, когда можно подавать жалобу в ЕСПЧ.
11-ая страница сводится к трём вопросам:
- Есть ли какие-то средства защиты, которыми заявитель не воспользовался.
- Пользовался ли заявитель другими международными средствами обжалования.
- Подавал ли заявитель ранее другие жалобы в ЕСПЧ.
К формуляру нужно приложить копии документов, подтверждающих факты, изложенные заявителем.
Нужно прилагать копии, т.к. ЕСПЧ не возвращает материалы заявителю.
Для каждого дела будет свой набор документов, подтверждающих факты заявителя. Обращаем ваше внимание: документы нужно указывать в хронологическом порядке.
На 13-ой странице можно добавить комментарий. Необходимо подписаться и указать адрес для ведения переписки.
После того, как формуляр будет заполнен, его нужно распечатать и отправить в ЕСПЧ почтой. По электронной почте жалобы не отправляются.
Отправлять нужно со следующими реквизитами:
Кому: The Registrar
Куда: European Court of Human Rights, Council of Europe
Город: Strasbourg — CEDEX
Страна: France
Индекс: F-67075
Обращение в ЕСПЧ – это ответственное дело. При заполнении формуляра по гражданскому или уголовному делу всегда возникают вопросы. Позвоните нам, и мы проясним неясные для вас моменты.
Источники:
http://studopedia.ru/5_62713_razreshaetsya-li-obzhalovanie-resheniy-sudov-evropeyskogo-soyuza.html