Уже почти год все российское юридическое сообщество живет в ожидании предстоящих существенных изменений в судебной системе, предложенных Верховным Судом РФ. Нововведения, которые будут приняты вступающим в силу осенью этого года законопроектом, коснутся всех процессуальных кодексов, поскольку предполагают создание нового судебного звена – обособленных апелляционных и кассационных судов. Однако у представителей адвокатуры наибольший интерес ожидаемо вызвали новые для российской правовой системы институт сплошной кассации в уголовном процессе и порядок апелляционного обжалования.
Попробуем ответить на вопросы о том, что изменится в апелляционном и кассационном обжаловании в уголовном судопроизводстве.
1. Чем будет регулироваться новая процедура подачи апелляционных и кассационных жалоб?
2. Где будут располагаться новые кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции?
К осени этого года должны быть созданы 7 апелляционных судов (в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске, апелляционного военного суда – в Московской области (г. о. Власиха) и 10 кассационных судов, которые будут расположены в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и Владивостоке, а военный – в Новосибирске.
3. Когда начнут работать новые суды?
Точная дата начала работы новых судов еще не определена. Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции могут считаться образованными со дня назначения на должность не менее 1/2 от установленной численности судей соответствующего суда, однако окончательное решение о дне начала их деятельности должен принять Пленум Верховного Суда РФ не позднее 1 октября 2019 г. Стоит отметить, что процесс формирования кадрового состава судов уже почти окончен. В частности, еще 15 октября 2018, были назначены все председатели новых судебных органов (в основном ими стали бывшие председатели областных судов). Кроме того, на данный момент к назначению рекомендованы более 560 кандидатов на должность судей кассационных и апелляционных судов, свободными остаются 330 должностей.
4. Что изменится в порядке апелляции по уголовным делам?
Во многом порядок и сроки апелляционного обжалования останутся прежним. Изменения коснутся только двух видов решений:
- приговор или иное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа будут обжаловаться в судебную коллегию по уголовным делам апелляционного суда общей юрисдикции;
- приговор или иное решение окружного (флотского) военного суда — в апелляционный военный суд.
В остальном подсудность и процедура обжалования не вступивших в силу решений судов с подачей в 10-дневный срок жалобы через суд первой инстанции сохраняется. Неизменными останутся и сроки рассмотрения апелляционных жалоб. Для нового судебного звена апелляционных судов срок начала рассмотрения жалобы составит не более 45 суток со дня поступления его в суд апелляционной инстанции.
Таким образом, все промежуточные судебные решения и приговоры мировых судей будут обжаловаться в апелляционном порядке в районный суд (или приравненный к нему суд), а аналогичные решения и приговоры районных или приравненных к ним судов – в суд субъекта РФ или приравненный к нему суд.
5. Что изменится в порядке кассации по уголовным делам?
С 1 сентября 2019 года в уголовном судопроизводстве будет существовать два порядка кассационного обжалования – сплошная и выборочная кассация. В отношении целого ряда решений (приговоры и иные итоговые решения судов первой инстанции, а также апелляционные приговоры) рассмотрение жалоб в кассационном порядке станет обязательным, поскольку судья кассационной инстанции не будет наделен полномочиями по решению вопроса о наличии или отсутствии оснований для передачи кассационной жалобы на судебный акт нижестоящего суда в суд кассационной инстанции для рассмотрения по существу. Рассмотрению подлежат все кассационные жалобы, соответствующие формальным требованиям к полномочности лица на подачу жалобы и ее содержанию.
Полномочиями пересматривать решения по уголовном делам в кассационном порядке будут наделены четыре органа:
1. Судебная коллегия по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции в отношении:
- приговора или иного судебного решения мирового судьи;
- приговора или иного судебного решения районного суда;
- апелляционного приговора или иного судебного решения верховного суда субъекта РФ, вынесенного в апелляционном порядке.
2. Судебная коллегия по уголовным делам кассационного военного суда в отношении:
- приговора или иного итогового судебного решения гарнизонного военного суда;
- апелляционного приговора или иного судебного решения окружного (флотского) военного суда, вынесенного в апелляционном порядке.
3. Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ в отношении:
- приговора или иного судебного решения верховного суда субъекта РФ, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, в том числе в случаях, когда оно не было предметом проверки в апелляционном порядке;
- апелляционного приговора или иного судебного решения апелляционного суда общей юрисдикции.
4. Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ в отношении:
- приговора или иного судебного решения окружного (флотского) военного суда, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, в том числе в случаях, когда оно не было предметом проверки в апелляционном порядке;
- апелляционного приговора или иного судебного решения апелляционного военного суда.
Кроме того, за Верховным Судом РФ будут сохранены полномочия инстанции, осуществляющей так называемую вторую кассацию в отношении решения кассационных судов в отношении:
- приговора или иного судебного решения мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда, если ранее эти решения были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции или кассационного военного суда;
- апелляционного приговора или иного судебного решения верховного суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда, вынесенного в апелляционном порядке, если ранее эти решения были предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции или кассационного военного суда;
- определения судебной коллегии по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, определения кассационного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра судебных решений.
В зависимости от порядка кассации существенно разнится процедура подачи жалобы и ее подготовки к судебному разбирательству:
1) В порядке сплошной кассации жалоба подается через суд первой инстанции, принявший обжалуемое решение, на который возлагается обязанность по подготовке судебного заседания суда кассационной инстанции. Также непосредственно на суд первой инстанции возложена обязанность в разумный срок (более конкретные требования к сроку не установлены) передать жалобу или представление на рассмотрение в соответствующий суд с уведомлением сторон. После поступления уголовного дела с кассационной жалобой судья кассационной инстанции в течение 20 суток решает вопрос о дате назначения заседания. При этом, за судьей кассационной инстанции также сохраняется полномочие вернуть жалобу, представление без рассмотрения лицу, ее подавшему, для устранения выявленных недостатков в случае ее несоответствия требованиям к содержанию кассационной жалобы.
2) В порядке выборочной кассации жалобы подаются непосредственно в суд кассационной инстанции. Судья суда кассационной инстанции изучает кассационную жалобу в течении 1 месяца, если дело не было истребовано, 2 месяцев – если было истребовано (для жалоб, поданных в Верховный Суд РФ, эти сроки увеличиваются до 2 и 3 месяцев соответственно) и принимает решение об отказе в передаче, если отсутствуют основания для пересмотра судебных решений в кассационном порядке или о передаче кассационных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Таким образом, именно кассационными судами общей юрисдикции и судебной коллегией ВС РФ будут пересматриваться в порядке третьей инстанции вступившие в законную силу решения нижестоящих судов (в том числе, приговоры мировых судей), а верховные суды субъектов РФ полностью лишатся своих кассационных полномочий с вступлением в силу внесенных изменений.
6. По каким правилам будут рассматриваться жалобы, если решение принято или вступило в силу до начала деятельности новых апелляционных и кассационных судов?
Законодатель и Верховный Суд РФ обращают внимание на ограниченную ретроактивность рассматриваемых нововведений. В частности, все поданные до дня вступления в силу новых положений УПК РФ апелляционные жалобы и преставления рассматриваются в старом порядке.
Специальное правило предусмотрено и для кассационной инстанции: если обжалуемое судебное решение вступило в законную силу до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, они могут быть обжалованы соответственно в кассационный суд общей юрисдикции (кассационный военный суд) или в Верховный Суд Российской Федерации, но только в порядке выборочной кассации. В то же время, кассационные жалобы и представления, уже поданные в президиумы верховных судов республик, краевых, областных и приравненных к ним судов до начала работы кассационных судов общей юрисдикции подлежат рассмотрению по правилам, предусмотренным главой 47.1 УПК РФ, действовавшим до начала работы кассационных судов общей юрисдикции. Кроме того, в случае, если приговор или иное решение Верховного суда субъекта до вступления в силу рассматриваемых изменений Верховным Судом уже обжаловался в апелляционном порядке и ему дана апелляционная оценка, стороны вправе обратиться с кассационными жалобой, представлением в Судебную коллегию по уголовным делам или Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
7. Изменяются ли каким-либо образом правила рассмотрения надзорных жалоб?
Нововведения в судебной системе коснутся надзорной инстанции только косвенно (в связи с изменением подсудности): теперь Президиум Верховного Суда РФ будет вправе пересматривать судебные решения апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, определения судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в кассационном порядке и постановления Президиума Верховного Суда РФ. В остальном, процедура подачи и рассмотрения надзорных жалоб не изменится.
Подводя итог, отметим, что в целом инициатива Верховного Суда РФ выглядит разумной. На первый взгляд можно прийти к выводу, что это позволит судьям апелляционной и кассационной инстанции более объективно оценивать приговоры их коллег, поскольку они будут подчиняться разным начальникам – председателям судов, а, значит, не будут столь сильно связаны статистическими пожеланиями и мнением последних. Впрочем, искривленное правоприменение уже неоднократно губило на корню многие, казалось бы, либеральные законодательные изменения в области уголовного судопроизводства. К сожалению, новый порядок распространяется лишь на приговоры и иные итоговые судебные решения, а вот промежуточные судебные решения (в том числе многочисленные решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу) будут пересматриваться фактически по старым правилам, то есть вряд ли можно ожидать, что негативная статистика повального удовлетворения всех ходатайств следователей на досудебной стадии уголовного судопроизводства будет существенно исправлена.
Остается надеяться, что замысел Верховного Суда РФ, направленный на повышение уровня независимости, беспристрастности и компетентности судей, содержащийся в принятом законе, будет реализован в полном объеме, а новый порядок обжалования обеспечит значительному количеству лиц, права которых нарушены, дополнительную возможность в судебном заседании обратить внимание суда на существенные нарушения закона, допущенные нижестоящими инстанциями.
Пленум Верховного суда (ВС) сегодня одобрил проект поправок в законодательство, предусматривающий создание в системе судов общей юрисдикции самостоятельных апелляционных и кассационных инстанций. Апелляционные суды вместо ВС будут рассматривать дела, которые по первой инстанции рассматривали суды субъектов (например, уголовные дела о терроризме). К кассационным судам перейдут полномочия президиумов судов субъектов по проверке вступивших в силу судебных актов. Судебные округа апелляций и кассаций не будут совпадать с административно-территориальным делением, и это позволит повысить независимость судей, надеются в ВС. До внесения поправок в Госдуму необходимо будет разработать изменения в процессуальные кодексы, уточнил секретарь Пленума ВС Виктор Момотов.
Проект предусматривает создание девяти кассационных судов и пяти апелляционных (сам проект и пояснительные материалы к нему можно скачать в конце этой заметки). Зоны их действия не будут совпадать друг с другом. Например, проверять акты Московского и Санкт-Петербургского городских судов будут разные кассации (вторая и первая соответственно), а апелляция для них будет одна (вторая). А дела из Московского областного суда будут пересматриваться первыми апелляционным и кассационным судами. Таким образом, дела из Москвы и Московской области будут пересматриваться в разных судах.
Уже известны города, в которых могут быть размещены новые суды. Например, вторая кассация, проверяющая дела Мосгорсуда, также будет в Москве. Ее планируют разместить в здании рядом с метро Баррикадная, которое сейчас занимает Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС). Где будет находиться ВККС после реформы, пока неизвестно, отметил Виктор Момотов. Апелляции из Москвы будут рассматриваться в Санкт-Петербурге — там будет находиться второй апелляционный суд. Зато участникам процессов из Санкт-Петербурга надо будет при пересмотре их дел ездить в другие города: для кассации — в Калугу в первый кассационный суд, а для апелляции — в Иваново или Воронеж во второй апелляционный суд.
Такое территориальное распределение судов означает, что дела могут проверяться не только за пределами того субъекта, в котором они были приняты, но и за пределами федерального округа. Это будет дополнительным фактором, снижающим зависимость судов от региональных элит. На это обращал внимание и Виктор Момотов, подчеркивая, что города размещения новых судов могут отличаться от центральных городов федеральных округов.
Чаще всего кассационные суды предлагают размещать в зданиях, которые сейчас закреплены за арбитражными судами, как правило, первой инстанции. Вероятно, в таком случае оба суда будут находиться под одной крышей, хотя и не будут организационно связаны. Апелляционные суды, напротив, предлагают размещать либо в зданиях судов субъектов в системе общей юрисдикции, либо в строящихся (например, в Санкт-Петербурге) или неиспользуемых (например, в Иваново) зданиях.
В кассационные суды будет поступать больше дел, чем в апелляционные. Это отражается на численности судей в них. В апелляционных судах будет 36–37 судей, в кассационных, как правило, 60–110 судей. Относительно малочисленными будут только пятый кассационный суд (27 судей), рассматривающий дела из Кавказа, и десятый кассационный суд (44 судьи), специализирующийся на Дальнем Востоке.
В связи с реформой президиумы судов субъектов лишатся полномочий по рассмотрению конкретных дел. Вместо этого они будут изучать и обобщать судебную практику. Однако их документы будут иметь исключительно рекомендательный характер, подчеркнул Виктор Момотов. Численность судей ВС, по его словам, сокращаться не будет, несмотря на предполагаемое снижение нагрузки. Впрочем, сейчас в ВС и так судей меньше, чем предусмотрено законом. Виктор Момотов надеется, что снижение нагрузки позволит судьям ВС интенсивнее заниматься обобщением судебной практики и принятием обязательных для нижестоящих судов разъяснений.
Изменение структуры судов общей юрисдикции потребует изменения процессуальных законов — Гражданского процессуального кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Кодекса административного судопроизводства. Не исключено, что будет изменен и принцип кассационного пересмотра дел. Вместо выборочной кассации, когда судья решает, проверять ли ему дело по жалобе стороны, может быть введена сплошная кассация, когда каждая жалоба должна быть рассмотрена по существу. Впрочем, пока говорить о конкретных изменениях рано — поправки в процессуальное законодательство еще разрабатываются.
Пояснительная записка предполагает, что в новых судах будут работать 904 судьи. При этом значительно сократится численность судей в судах субъектов — уволены будут 823 судьи. Перейти на работу в новые суды будет согласна половина увольняемых, рассчитывает ВС. Следовательно, апелляции и кассации больше чем наполовину будут состоять из новых судей. Впрочем, по словам Виктора Момотова, в новых судах должны работать судьи с опытом. Это означает, что, вероятно, предстоит ротация: на открытые вакансии будут претендовать судьи из нижестоящих инстанций, а на их место в судебную систему придут новые люди. В любом случае как действующие, так и новые судьи должны будут пройти весь процесс назначения, включающий проверку в квалификационной коллегии и назначение указом Президента.
Общая сумма дополнительных расходов на реформу, рассчитанная ВС, — примерно 4 млрд руб. Причем это разовая трата. Почти половина из этой суммы должна уйти на выплату выходного пособия увольняемым судьям. Впрочем, эти суммы еще могут измениться в зависимости от того, какие решения будут приняты при разработке процессуальных поправок. Например, не ясно, будет ли допущена сплошная кассация и сколько судей будут рассматривать дело в кассации и апелляции. Это может повлиять на штатные расписания новых инстанций и, соответственно, расходы на зарплату.
Это первый случай, когда масштабную реформу судебной власти предлагает сам ВС, обратил внимание Виктор Момотов. Действительно, например, слияние Верховного и Высшего арбитражного судов анонсировал Президент РФ Владимир Путин. Он же и вносил законопроекты, необходимые для реформы. В случае с созданием апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции и сама инициатива, и ее реализация в форме законопроекта — результат активности ВС. Идея была одобрена в конце прошлого года IX Съездом судей. Ее озвучил Председатель ВС Вячеслав Лебедев в присутствии Владимира Путина. Однако эта реформа, несмотря на ее значимость, была лишь одной из тем доклада Председателя ВС, притом он не акцентировал на ней внимание. Владимир Путин не стал ее публично обсуждать (см. здесь).
Такой порядок прохождения реформы может означать, что окончательные ее параметры еще не определены. Например, до внесения законопроекта в Госдуму надо будет получить отзывы на него от заинтересованных ведомств. На сегодняшнем заседании замгенпрокурора Леонид Коржинек выражал обеспокоенность, что снизится доступность судов для граждан, которые вынуждены будут ездить в другие регионы. А замминистра юстиции Алу Алханов, в целом поддержав реформу, отметил необходимость дополнительной проработки деталей.
Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму Верховным судом России, и в феврале принят в первом чтении. Сейчас документ готовится ко второму чтению. Именно на этом этапе закон приобретает окончательный вид.
Один из главных вопросов — где именно будут располагаться новые суды. Сегодня в Госдуму были внесены поправки к законопроекту, в них предложены новые места расположения новых судов. Как сообщает ТАСС, авторами инициативы выступили спикеры Госдумы и Совета Федерации Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко, а также главы профильных комитетов обеих палат парламента Павел Крашенинников и Андрей Клишас.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что «внесенная поправка предлагает новое расположение создаваемых апелляционных и кассационных судов». При этом он отметил, что будут учитываться особенности регионов: их экономическая активность, транспортная и инфраструктурная составляющие, наличие юридической школы. В свою очередь глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников пояснил, что «предложение было выработано после согласований с Верховным судом РФ, правительством РФ и Администрацией президента РФ».
По его словам, предлагается расположить кассационные суды в следующих городах: первый кассационный суд — Саратов. Второй кассационный суд — Москва. Третий кассационный суд — Санкт-Петербург. Четвертый кассационный суд — Краснодар. Пятый кассационный суд — Пятигорск. Шестой кассационный суд — Самара. Седьмой кассационный суд — Челябинск. Восьмой кассационный суд — Кемерово. Девятый кассационный суд — Владивосток. Кассационный военный суд — в Новосибирске. До этого Саратов, Самара и Челябинск не фигурировали в списках кандидатов, вместо них значились другие города. Изменился и перечень городов, где планируется создать апелляционные суды.
Как сообщил Павел Крашенинников, в отношении создаваемых апелляционных судов предложены следующие города: первый апелляционный суд — в Калуге. Второй апелляционный суд — Санкт-Петербург. Третий апелляционный суд — Сочи. Четвертый апелляционный суд — Нижний Новгород. Пятый апелляционный суд — Новосибирск. Апелляционный военный суд — городской округ Власиха Московской области.
«Апелляционные суды будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции. В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного апелляционного округа», — пояснил Павел Крашенинников.
Кассационные суды, по его словам, будут являться вышестоящей инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. Сегодня нередко получается, что дело проходит несколько инстанций, не покидая одного суда. Допустим, в апелляционной и кассационной инстанции его будут рассматривать в региональном суде. Да, составы суда будут разные (то есть разные судьи). Но ведь коллектив суда один и тот же. И только пройдя несколько стадий, дело может выйти за пределы региона и попасть в другой суд.
Теперь система изменится. Вводится усиленная проверка, причем рассматривать дело на разных стадиях будут суды разных регионов. Например, дело из Брянской области отправится на рассмотрении в апелляции в Калугу. А после Калуги кассационную жалобу рассмотрят в Саратове. Причем вводится сплошная кассация. Это значит, что будут рассматриваться абсолютно все кассационные жалобы. Сегодня их отбирает судья докладчик, что-то считает достойным рассмотрения, что-то отклоняет. Поэтому юристам надо искать серьезные аргументы только для того, чтобы жалобу вообще приняли.
«Структурное выделение в подсистеме судов общей юрисдикции самостоятельных кассационных и апелляционных судов, не связанных рамками административно-территориального деления субъектов Российской Федерации, позволит усовершенствовать инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку, — говорится в пояснительной записке к проекту. — При этом существование отдельных кассационных и апелляционных судов в Российской Федерации можно признать положительным на опыте их деятельности в системе арбитражных судов».
Источники:
http://zakon.ru/comment/406702
http://rg.ru/2018/07/03/otdelnye-kassacionnye-sudy-nachnut-rabotat-v-riade-gorodov-rf.html