Вопрос
Сделайте подборку судебных решений по обжалованию бездействия судебного пристава исполнителя выразившееся в не предоставлении (или несвоевременном предоставлении) ответа на запрос о ходе исполнительного производства.
Ответ
Постановление 4 ААС от 06.12.2016 № А19-14053/2016;
Постановление 10 ААС от 08.10.2015 № А41-41251/2015;
Постановление 12 ААС от 19.03.2015 № А57-12074/2014.
1. Рекомендация. Возбуждение исполнительного производства. Как обжаловать действия судебного пристава
«ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПРИСТАВА В ПОРЯДКЕ ПОДЧИНЕННОСТИ*
Порядок принятия, рассмотрения и движения жалоб в структурных подразделениях ФССП России регулируется Методическими рекомендациями об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности, утвержденными приказом ФССП России 29.09.2011.
Жалоба на постановление, действие (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается в порядке подчиненности начальнику отдела – старшему судебному приставу структурного подразделения территориального органа ФССП России, в подчинении которого находится пристав. Старший судебный пристав организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов. Исполнительные действия же по исполнительным документам, исходя из положений Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, совершаются судебным приставом-исполнителем (постановление ФАС Поволжского округа от 04.03.2010 по делу № А57-19628/2009).
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в 10-дневный срок, исчисляемый со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Срок подачи жалобы может быть восстановлен по ходатайству лица, обратившегося с жалобой, если причина пропуска такого срока будет признана уважительной.
Десятидневный срок установлен только для лиц, права и законные интересы которых затрагиваются постановлением судебного пристава-исполнителя либо его действиями (бездействием), и не имеет отношения к обращениям органов прокуратуры и проч. (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 по делу № А58-1350/2010).
Частью 1 ст. 126 Закона об исполнительном производстве определено, что жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.02.2010 по делу № А46-15872/2009). При этом нахождение пристава на больничном и в отпуске не рассматривается как основание нарушения данного срока (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.02.2010 по делу № А46-15872/2009).
Подача жалобы в порядке подчиненности никак не влияет на сам ход исполнительного производства вплоть до принятия решения по ней, а приостановление ее рассмотрения происходит в случае принятия судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов.
ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПРИСТАВА В СУДЕ*
В силу ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в судебном порядке.
Согласно ч. 2 ст. 121 Закона об исполнительном производстве постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ также могут быть оспорены в суде.
Таким образом, положения ст. 121 Закона об исполнительном производстве разграничивают судебный и несудебный (в порядке подчиненности) порядок проверки законности и обоснованности постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов. Положения о разграничении дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а также правила о родовой и территориальной подсудности установлены в ст. 128 Закона об исполнительном производстве. При этом подведомственность спора зависит не от статуса стороны исполнительного производства, а от того, на основании какого исполнительного документа возбуждено исполнительное производство (постановление ФАС Уральского округа от 27.07.2009 № Ф09-5240/09-С2 по делу № А76-27056/2008-63-26/29).
Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:
1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
2) исполнения требований, содержащихся в актах органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
3) исполнения требований, содержащихся в судебные актах, актах других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
4) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя (о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора), если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
5) в иных случаях, установленных АПК РФ.
Подача заявления об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) осуществляется по месту нахождения судебного пристава-исполнителя и не облагается государственной пошлиной. В соответствии со ст. 122 Закона об исполнительном производстве заявление необходимо подать в суд не позднее 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия или отказа в его совершении. Течение данного срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия, начинается со дня, когда данному лицу стало об этом известно. При исчислении 10-дневного срока необходимо руководствоваться нормами ч. 3 ст. 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
При обращении в суд важно учитывать, что в силу ч. 2 ст. 126 Закона об исполнительном производстве принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.
2. Рекомендация. Можно ли оспорить в арбитражном суде постановления и действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей
Арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в двух случаях, а именно когда исполнительный документ:*
выдал арбитражный суд;
либо выдал несудебный орган (например, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, или сам судебный пристав-исполнитель) в отношении организации или гражданина, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если само исполнительное производство было возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью.
Источники: