12 сентября пленум Верховного суда России утвердил дату начала работы новых окружных судов. Масштабная судебная реформа стартует 1 октября, именно в этот день официально начнут действовать отдельные кассационные и апелляционные суды. В территориальную юрисдикцию каждого кассационного суда общей юрисдикции входят от 7 до 13 субъектов Российской Федерации, а в юрисдикцию апелляционного суда общей юрисдикции — от 14 до 21 субъекта Российской Федерации.
Как сообщил на заседании пленума председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев, в настоящее время в суды назначены председатели и заместители, а также больше половины штатной численности. Здания судов оборудованы.
С 1 октября этого года в России начнут работать девять отдельных кассационных и пять апелляционных судов общей юрисдикции
Многие эксперты называют реформу исторической. Вводится два ключевых новшества: экстерриториальность и сплошная кассация, принимающая все жалобы. Экстерриториальность означает , что дело будет рассматриваться в судах в разных регионах. Раньше по некоторым категориям дел получалось, что одно и то же дело могло пройти три инстанции в стенах одного суда. Теперь такое будет исключено.
Гражданам обеспечено дистанционное участие в заседаниях кассационных и апелляционных судов: достаточно будет подать соответствующее ходатайство в ближайший суд общей юрисдикции, и оттуда свяжут с вышестоящей инстанцией по системе видеоконференц-связи. Во многом повышается роль кассации. По прежним правилам в третьей инстанции проводился предварительный отбор дел, к рассмотрению принимался лишь небольшой процент жалоб. Теперь число дел, проверяемых третьей инстанцией резко возрастет.
«Институт сплошной кассации является новой судебной процедурой, применение которой может вызвать дополнительные вопросы у кассационных судов общей юрисдикции, — сказал Вячеслав Лебедев. — В этой связи Верховный суд РФ уделяет особое внимание анализу и обобщению судебной практики кассационных судов общей юрисдикции и подготовит необходимые разъяснения».
Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев подчеркнул, что у юридического сообщества большие ожидания от предстоящей судебной реформы.
«Каждое дело будет проходить несколько инстанций, разделенных не только процессуально, но и географически. Это укрепляет гарантии независимости и объективности судебного разбирательства, что в конечном счете повысит качество принятых судебных решений, — сказал он. — Важно, что реформа не ограничивается организационной частью, но предусматривает процессуальную составляющую: вводится сплошная кассация. Участники разбирательства получат гарантии, что даже вступившее в силу законное решение будет в обязательном порядке рассмотрено третьей инстанцией в случае несогласия одной из сторон. Предстоящие изменения потребуют повышения квалификации представителей и правоохранительных органов, и адвокатского сообщества».
Текст: Владислав Куликов
Российская газета — Федеральный выпуск № 205(7963)
МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/. Новые окружные суды — девять кассационных и пять апелляционных — начинают работать в России в соответствии с реформой судоустройства. Таким образом, суды общей юрисдикции полностью переходят на четырехступенчатую систему — для каждой инстанции будет действовать свой суд, по аналогичной модели 15 лет функционируют арбитражные суды.
Апелляционные суды будут рассматривать жалобы на решения судов областного уровня, не вступившие в силу. Кассационные суды наделены полномочиями по рассмотрению кассационных жалоб на вступившие в силу судебные постановления нижестоящих судов.
Новые кассационные и апелляционные суды образованы по экстерриториальному принципу.
Кассационные округа
Кассационные суды станут третьей инстанцией для решений районных судов и мировых судей. Ранее эти кассационные жалобы рассматривались президиумами областных, краевых и республиканских судов.
Новые инстанции заработают в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке. Каждый из девяти кассационных судов будет охватывать от семи до 13 регионов (например, суд в Саратове — 13 регионов, в Кемерове — 12, в Пятигорске и Челябинске — по семь).
При этом кассационные округа не будут совпадать с федеральными. Например, для Новосибирской и Иркутской областей кассация будет подаваться в Кемерове, для Московской и Курской областей — в Саратове.
С созданием кассационных судов в России вводится институт сплошной кассации, когда правильно оформленная кассационная жалоба должна быть рассмотрена по существу без какого-либо предварительного отбора и без рассмотрения судами обоснованности самой подачи жалобы. Как ожидается, уровень кассационного рассмотрения серьезно вырастет — по данным Верховного суда, в 2018 году областные суды рассмотрели лишь 10% (85 тыс.) кассационных жалоб по уголовным делам, 5% (135 тыс.) — жалоб по гражданским и 4% (12 тыс.) — по административным делам.
Самыми крупными кассационными станут суды в Самаре (штатная численность 113 судей) и Саратове (103 судьи), самыми небольшими — суды во Владивостоке и Пятигорске (со штатной численностью 44 и 27 судей). Всего предварительный штат новых кассационных инстанций составит 723 судьи. Как ранее сообщил глава Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, помимо председателей судов президент РФ назначил на должности в новых судах 466 судей (65% от штатной численности).
Жалобы на решения районных и мировых судей смогут доходить и до Верховного суда России, но лишь в порядке выборочной кассации — после принятия судьей решения о необходимости передачи дела на рассмотрение (и лишь после прохождения кассационного суда).
Апелляционные округа
Кроме того, приступают к работе пять апелляционных судов (в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске), куда можно подать апелляцию на решения по делам, рассмотренным в первой инстанции высшими судами регионов (республиканскими, краевыми, областными и приравненными к ним). Ранее апелляции на эти решения подавались в Верховный суд РФ.
Для них третьей (кассационной) инстанцией станет Верховный суд РФ, куда можно будет подавать жалобы в порядке сплошной кассации (жалобы на промежуточные будут рассматривать кассационные суды). В апелляционных судах будет по 36-37 судей (60% судей уже назначены).
Начало работы
По закону о создании надрегиональных судов они начинают работу с момента, когда в каждом из них будет назначено не менее 60% судей, но не позднее 1 октября. Но пока для судов, которые только сформировали свои составы и переехали в новые здания начнется фактически организационный период. Кассационные суды начнут рассматривать дела, решения по которым вступили в силу лишь с 1 октября, апелляционые — жалобы, поступившие после 1 октября. Вступившие в силу решения судов или уже обжалованные до 1 октября решения областных судов будут рассмотрены по прежнему порядку.
Перспектива новых судов
Верховный суд России будет анализировать работу новых судов, оперативно получая информацию об их работе. Об этом ранее сообщил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. Окружные инстанции, по его оценке, дадут больше гарантий правосудию и объективности рассмотрения дел. При этом он не исключил, что практика работы новых судов может выявить вопросы и проблемы, которые пока невозможно представить и не исключил, что практика может привести к инициированию более совершенных механизмов работы окружных судов.
Председателями новых апелляционных судов стали четверо бывших глав региональных судов (Тульской, Ленинградской областей, Ставропольского края и Республики Алтай) и бывший судья Верховного суда РФ, главами новых кассационных судов — семь бывших председателей региональных судов (Подмосковья, Волгоградской, Нижегородской, Челябинской, Кемеровской областей, Приморского края и Башкирии) и двое бывших председателей арбитражных судов — Северо-Кавказского округа и Самарской области.
9 июля Пленум Верховного суда принял три постановления, которые разъясняют вопросы, связанные с процессуальной реформой. Одно из постановлений касается работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
Публикуем восемь разъяснений, которые дал Пленум ВС в постановлении от 09.07.2019 № 25.
Пункт 1: по каким нормам обжаловать акты по гражданским и административным делам. Со дня начала действия новых судов акты по гражданским и административным делам нужно обжаловать в соответствии с ГПК и КАС в редакции Федерального закона от 28.11.2018 года № 451-ФЗ. Постановления по делам об административных нарушениях, которые вступили в силу, необходимо обжаловать по КОАП в редакции этого же закона. Такое правило касается и решений, которые вынесли по результатам жалоб, протестов, а также определений, препятствующих движению дела об административных нарушениях.
Пункт 2: как будут рассматривать жалобы. Кассационные, апелляционные и частные жалобы и представления, поданные до начала деятельности новых судов, будут рассматриваться по правилам глав 39, 41, ГПК и 34, 35 КАС. Ориентироваться будут на редакцию этих норм, которая действовала до того, как начали работать кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции.
До того, как новые суды начали действовать, один из участников дела мог подать жалобу. Суд ее мог не рассмотреть. Второй участник дела также мог подать свою жалобу, по позже, — когда стали работать новые правила по процессу. В таком случае жалобу второго участника рассматривает тот суд, в который обратился первый участник.
Апелляционные, частные жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции мировыми судьями, районными судами, гарнизонными военными, со дня начала деятельности новых судов будут рассматривать также районные, областные и равные им, окружные и военные суды в качестве апелляционной инстанции.
Пункт 3: в какой срок подавать жалобу. Кассационную жалобу, представление на судебные акты, которые вступили в силу до того, как начали работать кассационные суды общей юрисдикции, надо подавать в кассационный суд общей юрисдикции в шестимесячный срок.
Пункт 4: куда подавать заявление о восстановлении срока на подачу жалобы.
Пункт 5: когда жаловаться в Коллегию ВС. Лица, чьи права и интересы нарушены, могли реализовать право подачи кассационной жалобы в областные и равные им суды, но получить отказ в удовлетворении. Такие лица, со дня начала действия новых судов, подают жалобу или представление в Коллегию ВС. Срок на подачу—шесть месяцев. Продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования судебных актов по административным делам, с началом деятельности кассационных судов, не меняется.
Пункт 6: какие документы представлять при подаче кассационной жалобы. При подаче жалобы или представления на определение суда, которым не оканчивается производство по гражданскому делу, в суд кассационной инстанции нужно направить (по аналогии с порядком из ч. 1 ст. 319 КАС) :
оригинал жалобы или представления;
Если нужно, то суд кассационной инстанции может потребовать дополнительные материалы или дело в целом.
Пункт 7: кто рассматривает жалобы на судебные акты по административным делам. Кассационные суды общей юрисдикции и ВС рассматривают жалобы на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях. Это правило действует после начала работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. При этом полномочия председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения и других судов сохраняются. Они могут рассматривать жалобы на вступившие в силу постановления и решения по делам об административном правонарушении, которые вынесены по результатам рассмотрения жалоб, поданных в эти суды до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
Пункт 8: когда вступает в силу решение, препятствующее развитию дела. Суд при разрешении вопроса о принятии к рассмотрению жалобы на не вступившее в силу постановление по административному делу, может вынести определение, которое способно препятствовать развитию дела. Например, определение об отклонении ходатайства восстановить срок обжалования. Такое определение вступает в силу в порядке, аналогичном тому, по которому вступает в силу решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста.
Источники:
http://tass.ru/obschestvo/6947138
http://www.law.ru/news/21460-chto-razyasnil-plenum-vs-o-rabote-novyh-kassatsionnyh-i-apellyatsionnyh-sudov-obshchey