![]() |
AerialMike / Depositphotos.com |
C 1 октября начнут действовать новые суды апелляционной и кассационной инстанций по проверке судебных актов по гражданским и административным делам. Они будут являться структурно самостоятельными судебными инстанциями и вышестоящими судебными органами по отношению к областным и равным им судам. На вчерашнем заседании Пленума Верховного Суда Российской Федерации судьи приняли Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2019 г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с началом деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции» (далее – Постановление), касающееся начала деятельности апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
До начала деятельности апелляционных и кассационных судов президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, суды городов федерального значения и приравненные к ним суды сохранят свои полномочия, а также со дня начала работы новых судов будут рассматривать жалобы, поданные до 1 октября (ч. 7-8 ст. 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции»). Это значит, что указанные судебные органы будут рассматривать апелляционные и частные жалобы, представления на судебные акты согласно действующим в настоящее время нормам (главы 39, гл. 41 Гражданского процессуального кодекса, главы 34, гл. 35 Кодекса административного судопроизводства). Кроме того, если представление, частная, апелляционная и кассационная жалобы на тот же судебный акт будут поданы до их рассмотрения и после начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, то их рассмотрит суд, в производстве которого находятся ранее поданные жалоба или представление, по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (абз. 5 п. 2 Постановления).
Согласно представленному Постановлению районные, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды после 1 октября будут рассматривать апелляционные и частные жалобы, представления на не вступившие в законную силу судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции мировыми судьями, районными судами, областными и равными им судами и поданные до этого времени, в качестве суда апелляционной инстанции (абз. 6 п. 2 Постановления).
ВС РФ также привел разъяснения, касающиеся подачи кассационных жалоб и представлений на судебные акты, вступившие в законную силу до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Так, граждане могут подать указанные документы в кассационный суд общей юрисдикции в шестимесячный срок согласно действующим в настоящий момент нормам (п. 3 Постановления). Кроме того, если участники процесса подали заявление о восстановлении срока подачи кассационной жалобы, представления в суд первой инстанции, и которое не было рассмотрено в переходный период, то с 1 октября эти заявления будут рассматривать суды первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК РФ (п. 4 Постановления). А после того, как начнут деятельность новые суды, заявители могут восстановить срок для обжалования актов, вступивших в законную силу, путем подачи жалобы или представления в кассационный суд общей юрисдикции. При этом лица, которые использовали право на подачу кассационной жалобы и представления, подадут их еще раз в судебную коллегию ВС РФ со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (п. 5 Постановления).
И, наконец, ВС РФ обратил внимание на то, что начало деятельности кассационных судов не повлияет на продолжительность и порядок исчисления срока кассационного обжалования судебных актов по административным делам, он так же, как и сегодня будет составлять шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу (п. 5 Постановления). Лица, участвующие в деле, могут подать жалобы (протесты) на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении или решения, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб (протестов), в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ после 1 октября (ст. 2 Федерального закона от 12 ноября 2018 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в ст. 30.13 КоАП РФ»). При этом до начала деятельности кассационных и апелляционных судов жалобы (протесты) по делам об административным правонарушениям будут подаваться председателям верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и равных им (п. 7 Постановления).
При этом определение, например, об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вступает в законную силу в том же порядке, что и решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы (протеста) (абз. 1 п. 8 Постановления). Так, определение судьи районного суда или областного суда, вынесенное на постановление нижестоящего суда, вступает в законную силу в день его вынесения и после начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (абз. 2 п. 8 Постановления). Кроме того, порядок обжалования указанных определений в кассационном суде общей юрисдикции сохраняется в соответствии со ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Скоро должны заработать новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Одновременно начнут действовать обновленные процессуальные правила гражданского, арбитражного и административного процесса. В связи с этим Пленум ВС РФ утвердил разъяснения новых норм. Если требуется рассмотреть дело по прежним правилам, то лучше подать иск еще до того, как начнут действовать новые суды. Например, после этой даты суды перестанут рассматривать дела о взыскании долгов с бюджета в упрощенном порядке. Но если успеть с иском, то, даже несмотря на действие новых правил, суд рассмотрит такой иск согласно старой редакции, то есть в упрощенном, а не общем порядке. Об этом указано в постановлении Пленума ВС РФ от 09.07.2019 № 26.
Пленум ВС РФ утвердил два постановления, в которых разъяснил спорные вопросы реализации процессуальной реформы.
По новым правилам, предусмотренным Законом № 451-ФЗ, если при рассмотрении дела в арбитражном суде окажется, что его должен был рассматривать суд общей юрисдикции, то арбитражный суд передаст дело в суд общей юрисдикции того же субъекта РФ, а тот направит дело по подсудности. В аналогичной ситуации суд общей юрисдикции должен будет передать дело в арбитражный суд по подсудности (ч. 4 ст. 39 АПК РФ, ч. 2.1 ст. 33 ГПК РФ, ч. 2.1 ст. 27 КАС РФ).
ВС РФ разъяснил, что если после вступления в силу Закона № 451-ФЗ иск поступит в суд общей юрисдикции, но его должен рассмотреть арбитражный суд (или наоборот, если иск подан в арбитражный суд, а не в суд общей юрисдикции), то суд вернет его истцу. Но если это обстоятельство выяснится уже после принятия иска к производству, в том числе если иск был подан до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, то суд сам передаст дело по подсудности.
В АПК РФ было введено правило о том, что вопрос об отводе судьи арбитражного суда, рассматривающего дело единолично, будет рассматривать тот же судья. А если отвод заявят нескольким судьям или всему рассматривающему дело составу суда, то заявление рассмотрят все судьи, рассматривающие дело, простым большинством голосов (ч. 3 ст. 25 АПК РФ). Аналогичное правило уже давно предусмотрено в ст. 20 ГПК РФ. Но сейчас пока в арбитражном процессе этот вопрос решает председатель арбитражного суда, его заместитель или председатель судебного состава.
ВС РФ указал, что после вступления в силу Закона № 451-ФЗ суд должен будет рассмотреть заявление об отводе судьи или состава суда по новым правилам независимо от того, когда было возбуждено производство по делу: до начала действия Закона № 451-ФЗ или после.
После вступления в силу Закона № 451-ФЗ для участия в гражданском, административном или арбитражном процессе нужно будет представлять диплом о высшем юридическом образовании или аттестат о получении ученой степени по юридической специальности (ч. 2 ст. 49 ГПК РФ, ч. 1 ст. 55 КАС РФ, ч. 3 ст. 59 АПК РФ). Сейчас только в КАС РФ указано, что для представительства в судах требуется высшее юридическое образование. ВС РФ отметил, что если представитель начнет участвовать в деле еще до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, в том числе путем подачи искового заявления, заявления, заявления о выдаче судебного приказа, то и после вступления в силу этого закона он сохранит предоставленные ему по этому делу полномочия. То есть вне зависимости от наличия высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности он сможет продолжить участвовать в деле.
По новым правилам, если ответчик является гражданином, то дополнительно нужно указать дату и место его рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серию и номер документа, удостоверяющего личность, ОГРН индивидуального предпринимателя, серию и номер водительского удостоверения, серию и номер свидетельства о регистрации транспортного средства). А если ответчиком является юридическое лицо, то помимо наименования и адреса нужно указывать ИНН и ОГРН, если они известны (ст. 124, 131 ГПК РФ, ст. 125, 229.3 АПК РФ). При этом неуказание какого-либо из идентификаторов в иске, поданном до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, не приведет к возврату иска.
В АПК РФ появилась норма о том, что если иск (жалоба) не подписан или подписан и подан в суд лицом, не имеющим полномочий, то суд возвращает иск или жалобу (п. 6 ч. 1 ст. 129, п. 1.1 ч. 1 ст. 264, п. 1.1 ч. 1 ст. 281 АПК РФ). Пока это положение не вступило в силу. А значит, лицо, не подписавшее или подписавшее, но не имевшее полномочий на подписание или подачу в суд иска (жалобы, заявления) в арбитражный суд, имеет право устранить такие недостатки. Поэтому и после вступления в силу Закона № 451-ФЗ суд тоже должен будет предоставить возможность устранить недостатки, если он не разрешил вопрос об оставлении без движения до вступления в силу Закона № 451-ФЗ.
Закон № 451-ФЗ увеличил размер судебных штрафов. Но за нарушения, совершенные до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, штрафовать в повышенном размере не будут. Закон, устанавливающий или усиливающий ответственность, не имеет обратной силы. Поэтому процессуальный штраф за нарушение, совершенное до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, не может превышать пределов, установленных процессуальным законодательством в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 451-ФЗ. Например, если нарушение произошло до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, то арбитражный суд сможет наложить штраф только в размере, предусмотренном в прежней редакции: для граждан — 2500 руб., для лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа или возглавляющих коллегиальный исполнительный орган юридического лица, — 5000 руб., для организаций — 10 000 руб. (ч. 3, 4 ст. 119 АПК РФ).
Если срок рассмотрения дела, действовавший до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, не истек до вступления в силу данного закона, то применяется срок рассмотрения дела, установленный процессуальным законодательством в редакции Закона № 451-ФЗ.
Трехмесячный срок, установленный для обращения с заявлением о возмещении судебных расходов, будет исчисляться со дня вступления в силу Закона № 451-ФЗ по новым правилам.
Шестимесячный срок, установленный ч. 2 ст. 112 АПК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, будет продолжать течь, если он не истек ко дню вступления в силу этого закона.
Если суд начал рассматривать дело до вступления в силу Закона № 451-ФЗ, то и после этой даты он будет рассматривать его по прежним правилам. В частности, по общим правилам или по правилам упрощенного производства, — в единоличном составе суда или коллегиальном составе суда. Например, если до начала действия поправок компания подала иск о взыскании долга из бюджета в упрощенном порядке. По новым правилам такие иски будут рассматриваться только в общем порядке независимо от суммы. Или другая ситуация: компания подала иск о взыскании с контрагента 600 000 руб. долга до вступления в силу Закона № 451-ФЗ. В этом случае суд по-прежнему будет рассматривать спор в общем порядке. А вот подав такой иск после вступления в силу Закона № 451-ФЗ, можно рассчитывать уже на упрощенный порядок. Так, в упрощенном производстве суды будут рассматривать иски о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц 800 000 руб. (сейчас 500 000 руб.), для индивидуальных предпринимателей — 400 000 руб. (сейчас 250 000 руб.).
Заявления, подаваемые в суд после принятия итогового судебного акта, например, о разъяснении решения суда, об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда, об изменении способа и порядка его исполнения суды будут рассматривать в соответствии с процессуальным законодательством, действующим во время их рассмотрения.
Арбитражный суд первой инстанции вправе не составлять мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, если апелляционная жалоба на его решение, принятое путем подписания судьей резолютивной части, подана до вступления в силу Закона № 451-ФЗ. При этом суду апелляционной инстанции следует рассмотреть жалобу на решение арбитражного суда, принятое путем подписания судьей резолютивной части, даже при отсутствии мотивированного решения.
Как только начнут работать новые суды общей юрисдикции, судебные акты по гражданским и административным делам нужно будет обжаловать по новым правилам. При этом сохранятся полномочия:
президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов по рассмотрению кассационных жалоб, представлений, поданных до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции;
судебных коллегий ВС РФ и судебных коллегий верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов по рассмотрению апелляционных и частных жалоб, представлений на судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом, поданных до дня начала деятельности апелляционных судов общей юрисдикции.
Подавать жалобы в этих случаях нужно по правилам, действующим до дня начала деятельности кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.
Если судебный акт вступил в силу до начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции, то со дня начала их деятельности жалобы нужно подавать в кассационный суд общей юрисдикции в шестимесячный срок, действовавший до дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции заявление о восстановлении срока подачи кассационной жалобы, представления на судебные акты, вступившие в законную силу до этого дня, нужно подавать в кассационный суд общей юрисдикции.
При подаче кассационных жалоб на определение суда, которым не оканчивается производство по гражданскому делу, в кассацию направляется вместе с описью имеющихся в деле документов сформированный материал, состоящий из оригинала жалобы обжалуемого определения суда, а также из заверенных судом необходимых для ее рассмотрения копий документов.
Новые суды апелляционной и кассационной инстанций по проверке судебных актов по гражданским и административным делам начали действовать с 1 октября. Это структурно самостоятельные судебные инстанции и вышестоящие судебные органы по отношению к областным и равным им судам.
Если сравнивать судебные системы Великобритании, США и России, то, на мой взгляд, отечественная система гораздо сложнее. Так исторически сложилось и объясняется тем, что российская правовая система считается романо-германской, а Америка или Британия принадлежат к англосаксонской. В частности, в судебной системе Англии, где основным источником права признается судебный прецедент, действует особый судебный орган, который влияет на формирование всего права страны, – Апелляционный суд. В нем могут быть обжалованы все решения нижестоящих судебных органов. Высший судебный орган Великобритании – Верховный суд, который в совокупности образуют Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд, являющиеся самостоятельными судебными учреждениями.
Федеральная судебная система США включает три уровня. На нижнем находятся федеральные районные и специализированные суды. На втором – федеральные апелляционные суды. Высшей апелляционной инстанцией является Верховный суд. В отличие от апелляционных судов, он принимает дела на свое усмотрение. Из многих тысяч дел, поступающих в Верховный суд США, принимаются только порядка сотни самых важных. Примечательно, что как такового кассационного органа судебные системы Великобритании и США не имеют.
Рассмотрим, какие новации ожидаются в связи с началом работы кассационных судов общей юрисдикции и что существенно изменилось в нормативной правовой базе.
Во-первых, в настоящее время на подачу кассационной жалобы отводится 6 месяцев. Теперь, чтобы подать жалобу в суд кассационной инстанции, потребуется уложиться в 3 месяца со дня вступления в силу оспариваемого судебного акта.
Во-вторых, изменился порядок подачи жалобы. Теперь ее нужно будет направлять в суд кассационной инстанции через суд первой инстанции. В настоящее время письменное требование подается в кассационную инстанцию напрямую.
Полагаю, данные нововведения положительно скажутся на судебной системе. Сегодня составы апелляционных и кассационных коллегий находятся в одном суде с одним председателем. При новой судебной системе рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой инстанции, что будет способствовать обеспечению принципа независимости и беспристрастности.
Так, в моей практике Верховный Суд РФ недавно рассматривал ходатайство председателя областного суда одной из республик РФ об изменении территориальной подсудности. Оно было подано в связи с тем, что в деле значилось много фигурантов, оно прошло несколько инстанций внутри одного и того же суда и все судьи уже принимали участие в слушаниях. При новом рассмотрении дела принцип независимости и беспристрастности нарушался, в связи с чем дело было передано в соседний регион для изучения в новом составе, что повысило шансы на благоприятный исход.
Выделение звена кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции в отдельные самостоятельные инстанции, не связанные территорией субъектов нашего государства, нивелирует влияние на них со стороны различных кланов в регионе, в том числе представителей силовых структур. Недостатком, на мой взгляд, станет тот факт, что сторонами по делу в подобных судах зачастую выступают физические лица, для которых доступ к правосудию будет затрудняться необходимостью посещения судебного заседания в другом регионе. Пока трудно сказать, как будет решаться такая проблема, однако данный минус скрашивает куда более весомая возможность прозрачного осуществления правосудия.
Интересно, что в России дело сначала расследуется, потом направляется в суд. С 2009 по 2013 г. судьи ежегодно осуждали порядка 75% подсудимых. Так, среднестатистический судья по уголовным делам за 7 лет вынес около 500 обвинительных и лишь один оправдательный приговор. По статистике, оправдательными приговорами в 2017 г. завершились всего 0,2% дел, рассмотренных российскими судами. На эту тему высказывался и председатель ВС Вячеслав Лебедев, подчеркивая общий обвинительный уклон отечественного правосудия. Получается, что с вероятностью 99,64% обвиняемого в России признают виновным, если дело дойдет до суда!
Несмотря на то что в большинстве стран Евросоюза действует та же самая романо-германская правовая система, число оправдательных приговоров там в разы больше: 4% – в Германии, 7% – во Франции. В США, например, любое дело полиции поступает сразу в суд, а уже потом начинаются следственные действия. Наибольший процент оправдательных приговоров в мире зафиксирован в Индии (51,9%), Турции (13,7%) и Египте (7,8%).
Думается, что в целом реформа системы апелляционных и кассационных судов и принцип передачи всех жалоб напрямую в кассационную инстанцию однозначно положительно повлияют на защиту прав и законных интересов и граждан, и юрлиц, которые обращаются в вышестоящие судебные инстанции.
Несомненно, предложенные меры – лишь первый значительный шаг на пути доступа к адекватному правосудию. Однако некоторые вопросы остались неразрешенными. Так, пока решения по уголовным процессам мирового судьи пересматриваются в апелляционном порядке районным судом, а решения последнего, в свою очередь, – судом областного значения. То есть именно мировые и районные суды сегодня считаются судами основного звена и рассматривают наибольшее количество дел. Новеллы закона этот момент не затрагивают. К слову, президиумы областных судов пересматривают незначительное количество дел. Часто дела первой кассации не рассматривались ввиду отказа в передаче того или иного кейса в президиум. Возложение функции кассационного рассмотрения на отдельное от областного суда учреждение, тем более территориально удаленное от него, должно устранить эту проблему. Но чтобы оценить эффект нововведений, должно пройти не меньше года-двух, когда появятся новые данные статистики.
Источники:
http://www.eg-online.ru/article/402902/
http://www.advgazeta.ru/mneniya/apellyatsionnye-i-kassatsionnye-sudy-obshchey-yurisdiktsii-nachali-rabotu/