Можно ли обжаловать в суд акт проверки

Вы здесь

В процессе обжалования актов проверок органов государственного надзора организации допускают многочисленные ошибки, что приводит к негативному результату.

Рассмотрим распространеные ошибки и пути их решения.

В российском законодательстве предусмотрено право лица обжаловать любой акт, который вынесен органом государственной власти и который нарушает его права (статья 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Чаще всего обжалованию подлежат акты органов государственного контроля (надзора), вынесенные в результате проверки, поскольку именно данные акты более всего затрагивают интересы организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых они вынесены. Процедуры обжалования таких актов различны и напрямую зависят от вида акта.

Речь идет прежде всего о постановлениях по делам об административных правонарушениях, распоряжениях о проведении проверок, а также предписаниях об устранении выявленных нарушений, вынесенных в результате плановых или внеплановых проверок.

Например, оспаривание постановлений производится в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в соответствии с которой у лица, привлеченное к ответственности, есть выбор подачи жалобы либо в вышестоящий орган, либо в суд . При этом сроки подачи жалоб ограничены 10 днями со дня вручения или получения копии постановления. Каждая последующая жалоб на решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановления, обжалуется в том ж порядке и в те же сроки, что и первая жалоба, т.е. в течение 10 дней (ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ),

Что касается обжалования распоряжений (приказов) на проведение проверок, предписаний о устранении выявленных нарушений, то данная процедура регламентирована главой 24 АПК РФ и в отличие от обжалования постановлений имеет другие сроки и порядок.

Указанные выше акты с точки зрения законодательства не относятся к административном производству, а являются ненормативными правовыми актами, изданными органами государственной власти.

Вместе с тем следует отметить, что в связи проведением проверки Федеральным законом № 294-ФЗ предусмотрена подача организацией возражений на акт проверки, предписания о устранении выявленных нарушений в порядке установленном п. 12 статьи 16 Федерального закон № 294-ФЗ, т.е. в течение 15 дней с даты получения акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений.

Предписание об устранении выявленных нарушений могут быть обжалованы в порядке, установленном частью 4 статьи 198 АПК РФ в течение 3 месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав.

Стоит учитывать, что акт проверки не относится к тем актам государственного органа, которые порождают права и обязанности либо нарушают права и законные интересы лиц, в отношении которых проведена проверка, акт проверки является лишь способом фиксации результатов проверки и выявленных нарушений. Поэтому акт проверки обжалованию в порядке, установленном частью 4 статьи 198 АПК РФ, не подлежит.

Дальнейшее обжалование решений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов (распоряжений, предписаний) будет происходить по общим правилам процессуального законодательства.

Это значит, что у неудовлетворенной решением по делу, у стороны есть месяц для обжалования этого решения в апелляционном порядке (при этом оно не вступит в силу до вынесения постановления суда апелляционной инстанции) и два месяца для обжалования этого решения в кассационном порядке, не говоря уже об обжаловании в порядке надзора при наличии соответствующих оснований.

Обжалование акта проверки органа ГПН

Акт составляется по результатам каждой проверки органом ГПН. Однако сам акт проверки носит информационный характер, не содержит властно-распорядительных предписаний или запретов и не является ненормативным правовым актом, каким-либо образом нарушающим права проверяемого лица либо налагающим на него обязанности. В акте лишь фиксируются сведения о результатах проведенной проверки, в том числе о выявленных нарушениях (ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Документом же, порождающим правовые последствия для проверяемого лица, является предписание, которое обязывает принять конкретные меры для устранения нарушений требований пожарной безопасности, зафиксированных в акте. Поэтому можно обжаловать в суд только предписание, обжаловать сам по себе акт проверки в судебном порядке не имеет смысла, да к тому же и затруднительно: в таком случае обжалования акта проверки арбитражный суд прекращает производство на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, см. например, постановления Второго ААС от 19.12.2016 N 02АП-8320/16, АС Уральского округа от 21.04.2016 N Ф09-2754/16, АС Поволжского округа от 19.03.2015 N Ф06-21164/13, Восемнадцатого ААС от 10.06.2015 N 18АП-5517/15, АС Московского округа от 06.08.2014 N Ф05-7827/14, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2014 N Ф04-2569/14, ФАС Центрального округа от 06.03.2014 N Ф10-817/14.

Тем не менее, арбитражный суд может рассмотреть дело по существу, если его предметом будет не сам акт, а признание недействительными результатов проверки, установленных в акте (определение Верховного Суда РФ от 19.09.2016 N 309-КГ16-8968) или действия и решения ГПН по проведению самой проверки, в том числе оформлению ее результатов (постановления АС Дальневосточного округа от 27.05.2016 N Ф03-2103/16, Четвертого ААС от 02.11.2016 N 04АП-3412/16). Кроме того, грубые нарушения при составлении акта проверки могут быть установлены судом и при рассмотрении жалобы по делу об административного правонарушении, возбужденном по итогам проверки (см, например, постановление Шестого ААС от 09.04.2015 N 06АП-1249/15). Таким образом, в арбитражном суде целесообразнее сосредоточиться на оспаривании предписания или действий по проведению проверки целиком.

Прекращение дела об оспаривании именно акта проверки реализуется только в арбитражных судах. Напротив, суды общей юрисдикции рассматривают заявления о признании незаконным акта проверки в порядке КАС РФ (определения СК по административным делам Омского областного суда от 06.07.2016 по делу N 33а-6551/2016, СК по административным делам Брянского областного суда от 14.01.2016 по делу N 33а-238/2016, СК по административным делам Владимирского областного суда от 03.12.2015 по делу N 33а-4124/2015, СК по административным делам Приморского краевого суда от 17.09.2015 по делу N 33-8321/2015). Соответствующий административный иск следует подавать в порядке ст. 218 КАС РФ, дело рассматривается по правилам гл. 22 КАС РФ. Как правило, административные истцы оспаривают акт вместе с предписанием или с иными решениями и действиями ГПН, относящимися к проверке.

Кроме того, в случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами и выводами, проверяемое лицо в течение 15 дней с даты его получения вправе представить в орган ГПН письменные возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений, вместе с документами (копиями), подтверждающими обоснованность таких возражений, в т.ч. в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью проверенного лица (ч. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ, п. 89, 128 Регламента N 644). Если возражение подано в электронном виде, необходимо, чтобы оно было составлено с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (п. 131 Регламента N 644). Подача возражений с нарушением этого срока не свидетельствует о безусловной доказанности нарушений, зафиксированных актом проверки (постановление Семнадцатого ААС от 02.10.2014 N 17АП-11284/14).

Суды придерживаются следующего принципа: при наличии возражений относительно выявленного нарушения со стороны лица, в отношении которого составлен акт проверки, данный акт перестает быть безусловным доказательством такого нарушения и в случае привлечения этого лица к административной ответственности орган ГПН обязан доказать факт такого нарушения иными (кроме акта проверки) доказательствами. См. например постановления ФАС Поволжского округа от 04.03.2014 N Ф06-3792/13, АС Уральского округа от 08.09.2014 N Ф09-5753/14, Девятого ААС от 01.09.2014 N 09АП-31047/14, ФАС Поволжского округа от 24.01.2013 N Ф06-10340/12; Первого ААС от 18.06.2013 N 01АП-2700/13.

Подпись руководителя (индивидуального предпринимателя), иного должностного лица или уполномоченного представителя в акте проверки означает лишь то, что руководитель ознакомлен с его содержанием и получил свой экземпляр акта. Сама по себе эта подпись не означает его согласия с изложенными в нем результатами и выводами, хотя отсутствие записей о замечаниях и возражениях по акту может расцениваться судом в совокупности с иными обстоятельствами в качестве такового (см. постановления Поволжского округа от 04.03.2014 N Ф06-3792/13, ФАС Уральского округа от 04.09.2013 N Ф09-7910/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.01.2013 N Ф04-6434/12). Если проверяемое лицо оставляет запись на акте проверки о несогласии с выявленными фактами, иные замечания и возражения, такая пометка также рассматривается судом как одно из доказательств по делу (см. постановление Одиннадцатого ААС от 10.07.2013 N 11АП-10577/13).

Возражения подлежат рассмотрению руководителем органа ГПН, выдавшего распоряжение о проведении проверки, или руководителем вышестоящего органа ГПН в течение 15 рабочих дней. По результатам рассмотрения выносится письменное решение, которое доводится до сведения заинтересованного лица (п.п. 135, 136 Регламента N 644).

На период срока рассмотрения жалобы действие обжалуемых документов не приостанавливается (п. 128 Регламента N 644).

По результатам проверки вы получили акт, с которым не согласны или предписание об устранении выявленных нарушений. Если возможности обратиться к грамотному юристу не имеется, мы расскажем, что нужно делать.

Как обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное по результатам проверки, мы рассказывали в одной из предыдущих статей. В данной статье остановимся на способах обжалования акта проверки и предписаний об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.

Существует два пути обжалования указанных актов: внесудебный и судебный.

Не доводя до суда

Внесудебный (или административный) порядок обжалования имеет свои преимущества: он занимает гораздо меньше времени, чем судебный, к тому же, не требует затрат (госпошлина не взимается).

Если говорить о минусах: этот путь далеко не всегда результативен. Проверяющие органы и их вышестоящие ведомства редко отменяют результаты проверки добровольно во внесудебном порядке. На практике это случается лишь в случаях, когда имеют место явные грубые нарушения, допущенные при проверке. Кроме того, обжалование во внесудебном порядке не приостанавливает действие обжалуемого акта.

При этом не стоит недооценивать или игнорировать внесудебный порядок обжалования. Доводы о несогласии с обжалуемым актом, заявленные на данном этапе, создают нужную почву для возможного дальнейшего судебного обжалования.

Во-первых, можно обратиться с возражениями в орган, осуществивший проверку. При несогласии с выводами, изложенными в акте проверки или предписании, можно в течение 15 дней с даты получения акта или предписания представить в проверяющий орган письменные возражения.

В возражениях необходимо указать, какие именно положения закона нарушены при проверке или при составлении акта со ссылкой на конкретную страницу акта, где размещены указанные положения. Также к возражениям нужно приложить документы (или их заверенные копии), подтверждающие заявленные доводы, и копию самого обжалуемого акта, документы о полномочиях подписанта.

Также можно обратиться с заявлением (жалобой) в вышестоящий по отношению к проверяющему орган.

Результаты проверки, проведенные с грубыми нарушениями, могут быть по заявлению проверяемого лица признаны недействительными вышестоящим органом по отношению к проверяющему органу или судом.

Грубыми нарушениями согласно ФЗ № 294-ФЗ являются: отсутствие оснований для проведения проверки; нарушение срока уведомления о проверке; привлечение к проведению проверки не аккредитованных и не аттестованных лиц; нарушения при согласовании с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки; нарушения сроков проведения проверки; проведение проверки без распоряжения или приказа органа контроля (надзора); истребование документов, не относящихся к предмету проверки; непредставление акта проверки; проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проверок; участие в проведении проверки экспертов, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым.

Заявление (жалоба) в вышестоящий орган должно быть составлено в письменной форме, подписано уполномоченным лицом. В заявлении (жалобе) нужно указать на конкретные грубые нарушения в акте или предписании и приложить доказательства их наличия, копию оспариваемого акта, документы о полномочиях подписанта. Обратите особое внимание на порядок направления заявления (жалобы) или возражений: каким способом бы вы их не направили, у вас должны остаться на руках документы, подтверждающие отправку и получение.

Заявление (жалоба) рассматриваются в срок не более 30 дней (по разным ведомствам сроки могут розниться). Срок рассмотрения может быть продлен. По результатам рассмотрения должно быть принято решение о признании незаконными и отмене результатов проверки либо об отказе в удовлетворении заявления (жалобы). В случае отказа можно прибегнуть к судебному способу защиты, если срок на обращение в суд еще не истек.

Идем в суд

Судебный порядок обжалования существенно результативнее административного, хотя и более затратный: при подаче заявления в суд необходимо оплатить госпошлину. Судебное обжалование может продлиться несколько месяцев (только в первой инстанции срок рассмотрения составляет 3 месяца). Длительный срок обжалования не создает неудобств, т.к. на время обжалования действие оспариваемого акта можно приостановить.

Акт проверки в судебном порядке обжалованию не подлежит. Однако вынесенное по результатам проверки предписание об устранении выявленных нарушений можно обжаловать.

Стоит обратить внимание, что судебное обжалование предписаний возможно как в районный, так и в арбитражный суд.

В арбитражный суд обжалуются только предписания, затрагивающие права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Эта процедура регулируется главой 24 АПК РФ.

Если предписания не затрагивают указанные права и интересы заявителя, они обжалуются путем подачи административных исковых заявлений в районный суд согласно правилам, установленным главой 22 КАС РФ (Кодекса административного судопроизводства РФ). В таком порядке обжалуются, например, некоторые предписания Государственной инспекции труда, МЧС и т.д. Процедура обжалования по КАС РФ в целом схожа с процедурой по АПК РФ, отличается от нее несущественно и в основном в части терминологии.

Поэтому подробно остановимся на процедуре, предусмотренной АПК РФ. К тому же, на практике она используется гораздо чаще.

В течение 3 месяцев со дня, когда вы узнали о нарушении своих прав (как правило, со дня получения предписания), необходимо подать в арбитражный суд заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия. Пропущенный по уважительной причине срок для подачи заявления можно будет восстановить, но далеко не каждую причину суд признает таковой. Например, отказ в получении предписания или неполучение его по адресу местонахождения, отпуск директора, отсутствие штатного юриста и т.д. уважительными причинами судами не признаются.

Заявление должно соответствовать требованиям АПК РФ и содержать требование о признании предписания незаконным и его отмене. Нужно указать какие именно нормы какого закона или иного нормативного правового акта нарушает оспариваемый акт.

В качестве таких нарушений могут выступать:

— нарушения при проведении проверки (о порядке проведения проверки мы подробно рассказывали в предыдущей статье);

— отсутствие материально-правовых оснований для вынесения предписания (отсутствует нормативно установленная обязанность, нарушение которой вменяется, или эта обязанность исполнена, требуемые действия по исполнению обязанности неисполнимы и т.д.).

В заявлении важно также указать: какие права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушает акт; какие обязанности незаконно возлагает; какие создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В порядке судебного обжалования возможно приостановить действие вынесенного предписания. Это особенно важно, т.к. само по себе обжалование предписания не прекращает действие требований, содержащихся в нем. А это значит, что, если не приостановить действие предписания, проверяющий орган в любой момент в процессе его обжалования может проверить исполнение предписания и привлечь заявителя к ответственности.

Для приостановления действия предписания при подаче заявления об оспаривании необходимо подать месте с ним заявление об обеспечении иска, содержащее требование о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого акта. Рассмотрение этого заявления осуществляется судом в течение 1 дня со дня поступления в суд и госпошлиной не облагается. Если суд посчитает заявление об обеспечении иска надлежаще обоснованным, то приостановит действие предписания до вступления в силу решения суда по результатам обжалования.

При несогласии с решением суда по результатам рассмотрения заявления, его можно в течение месяца обжаловать в апелляционном порядке, далее — в кассационном и в надзорном порядке. Решение не вступит в силу до окончания процедуры судебного обжалования.

В вопросе обжалования административных актов все решает опыт и профессионализм. Умелое лавирование в процедурах обжалования гарантирует нужный результат. Участие профессионального юриста в процедуре обжалования значительно экономит ваши ресурсы, снижает риски привлечения к ответственности и создает комфортные условия для осуществления бизнеса.

Источники:
http://base.garant.ru/58079049/

Читайте также:
Adblock
detector