Апелляция баллов ЕГЭ — это всегда настоящая схватка двух миров. Выпускников, для которых каждый балл буквально на вес золота, и чиновников, действующих в своих интересах.
Надо понимать, что для системы ЕГЭ апелляция выставленных баллов — это важный форпост, где чиновнику надо по максимуму защищать честь мундира
Оспаривая в Верховном суде право репетиторов и учителей присутствовать на апелляции результатов ЕГЭ и ОГЭ, он сознательно ожидал получить отказ с одной только целью — получить на руки развёрнутые аргументы высшего судебного учреждения, трактуемые исключительно в пользу выпускников. Верховный суд РФ расписал всё как по нотам: нет никаких законных оснований не пускать доверенных лиц на апелляцию результатов государственных экзаменов.
Исковое заявление блогера Дениса Костина было отклонено судом, он именно этого и добивался: разослал официальные запросы во все 85 регионов России с просьбой разъяснить, имеют ли право доверенные лица присутствовать на апелляции результатов ЕГЭ или ОГЭ. Тут вскрылись масштабные нарушения в части соблюдения этого пункта Порядка проведения ГИА.
Ответы на запросы пришли только из 43 регионов, то есть половина ведомств просто проигнорировали официальное заявление. Это уже нарушение закона — на обращения граждан обязаны отвечать в течение месяца. Интересно не это. Дело в том, что положительно ответили на заданный вопрос лишь восемь регионов из 43: Ульяновская, Новгородская, Тверская, Псковская, Ленинградская, Кемеровская, Магаданская области и город Санкт-Петербург.
Оказалось, что единый для всех закон по-разному трактуют не только субъекты РФ, но и два главных ведомства, отвечающих за прозрачность ЕГЭ. Рособрнадзор написал в своём отзыве, что репетиторы не имеют права присутствовать на апелляции результатов ГИА, а представитель Министерства просвещения на суде заявил, что присутствие доверенных лиц на апелляции результатов ГИА не противоречит закону. То есть за десять лет они не договорились.
Денис, огромное вам спасибо за то, что вы сделали. Скажите, моё ощущение лёгкой победы соответствует истине?
Это совсем не лёгкая победа, была проделана большая работа. Написал исковое заявление, подал его в суд, через месяц назначили судебное заседание. Всё это время мы не сидели сложа руки, шла подготовка: рассылали письма во все регионы страны, чтобы нам ответили на вопрос, допускают ли они присутствие на апелляции репетиторов и других лиц по доверенности или нет. 1 апреля было заседание Верховного суда, которое шло два часа без перерыва. В результате мы получили разъяснение нормы Порядка: да, можно присутствовать на апелляции по доверенности.
В иске мы просили признать пункт 98 Порядка проведения ГИА недействительным. Какой-либо нормативный акт полностью или его часть признаются недействительными только тогда, когда суд установит, что оспариваемый акт или норма оспариваемого акта противоречит акту большей юридической силы, то есть Федеральному закону, Конституционному закону и так далее — это указано в Кодексе административного судопроизводства. Было очевидно, что абзац 3 пункта 98 Порядка о том, что участники экзаменов или их родители (законные представители) вправе присутствовать на заседании Конфликтной комиссии, ничему не противоречит. Изначальная цель была не признать норму Порядка недействительной, а именно получить разъяснения. Ожидал отказа в удовлетворении иска, а целью было получить в мотивированном решении суда разъяснения (Решение ВС РФ по делу № АКПИ19-130 от 01.04.2019).
Без права мы не сможем жить — это очевидно. Без права нет государства, тем более демократического государства, которое у нас по Конституции есть. Посты про образование и школьников не стоят особняком, просто их чуть меньше, чем остальных постов, потому что у меня аудитория детей с 13 до 17 лет составляет всего 14%. Остальные — это совершеннолетние взрослые люди. Работаю, чтобы повышать правовую грамотность. Как только повышается правовая грамотность людей, существенно повышается их уровень жизни, потому что они знают, на что могут рассчитывать, чего делать не могут, что будет, если они что-то сделают или не сделают. Личное в этой деятельности, безусловно, есть — поставил себе задачу давать людям знания. Нет ничего личного в том, чтобы делать контент для школьников.
Ещё одна цель моей работы — побудить людей к действию, активности. Те подписчики, которые меня читают и смотрят, — это актив, который впоследствии сможет изменить ситуацию, складывающуюся сейчас в стране, который сможет изменить бесправие людей и вообще политическую ситуацию. Особенно это касается 13–17-летних, им в первую очередь надо объяснять, что у них есть права и, если эти права нарушаются, необходимо сделать всё, чтобы пресечь это нарушение. Если права нарушаются в отношении кого-то из ближайшего окружения, то надо помочь ему и сделать так, чтобы нарушения в его отношении были пресечены.
Сформулируйте, пожалуйста, болевые точки выпускных экзаменов, где есть нарушения в практике проведения государственной итоговой аттестации.
Я работал в Рособрнадзоре три года. Работал активно: ездил по командировкам, смотрел, как проходят экзамены в регионах, посетил 26 регионов, по-моему, уволился в 2017 году. Может быть, ситуация каким-то образом изменилась с тех пор.
За последние годы увеличилось количество исков в суды об оспаривании решений Государственной экзаменационной комиссии, Конфликтной комиссии в отношении именно отказа в увеличении баллов на апелляции, отказа в решении Государственной экзаменационной комиссии в повторном допуске в связи с удалением с экзамена.
Нарушения прав на государственных экзаменах — сложный вопрос, потому что ситуации бывают разные:
1. Самые частые нарушения — это беспредел на апелляции.
2. Могут неправомерно не повысить баллы апелляции.
3. Могут неправомерно удалить с экзамена.
4. Могут неправомерно не удовлетворить апелляцию нарушения установленного порядка.
5. Заявление на участие в ЕГЭ надо подать до 1 февраля. После этой даты список предметов можно менять только по уважительной причине. Если ты вообще не успел подать заявление до 1 февраля (а такое бывает), то это можно сделать только при наличии уважительной причины. Очень много отказов в подаче заявлений после 1 февраля — естественно, это тоже оспаривается в суде.
Решения об изменении баллов ЕГЭ перед апелляцией принимаются членами Конфликтной комиссии заочно: эксперты накануне детально изучают работу, вынося приговор, а ребёнок приходит, чтобы лично услышать решение, принятое за закрытыми дверями. Так ли это?
Это есть в отдельных регионах, но это неправильно, потому что принципов состязательности и равноправия никто не отменял. Иначе зачем тогда создана процедура апелляции и предусмотрено право участника экзамена присутствовать там? Конечно, чтобы дать какие-то пояснения и комментарии. В любом случае трудно говорить что-то с точки зрения закона, потому что закон, увы, почти никак не определяет права и обязанности участника экзамена при рассмотрении Конфликтной комиссией его апелляции.
Как вы можете прокомментировать то, что никто из участников не видит после экзамена самих заданий, исправленных ошибок и ответов, нет возможности проанализировать исправления, корректность правильных ответов, ещё эксперты могут снизить баллы за пропущенные при первичной проверке ошибки?
КИМы должны выдавать на заседании комиссии (пункт 101 Порядка). Исправленные ошибки и ответы же должны быть прокомментированы в ходе заседания конфликтной комиссии, ребёнок в этом случае должен иметь право мотивированно возразить. Практика снижения баллов за пропущенные экспертами ошибки действительно есть, к этому надо быть готовым.
Некоторые родители выпускников, прошедших через ОГЭ, писали мне в прошлом году, что экзаменационные материалы не загружали в личные кабинеты. Как бы вы это прокомментировали?
Правда, не во всех регионах это делают после экзамена. Для ОГЭ такое делается только по решению региона, при наличии желания и финансов для реализации идеи.
Вы планируете выкладывать на своём YouTube-канале советы и консультации для школьников и участников ЕГЭ?
В основном рассказываю про права школьников, но ничего не говорю про права учителей. В последнее время участились случаи, когда нарушаются права учителей, поэтому и школьникам, и родителям тоже будет полезно знать, как случайно они могут ущемить права учителя или администрации школы. Это интересная тема, думаю её развивать.
Надо помнить, что Конфликтная комиссия может как повысить, так и понизить баллы
Если ребёнок собирается идти на апелляцию один или с родителями, то ничего не надо. Можно взять репетитора или учителя по доверенности. Если ребёнок несовершеннолетний, то доверенность дают родители. Если совершеннолетний, то он самостоятельно может пойти к нотариусу и заверить доверенность на лицо, которое будет представлять его интересы на заседании Конфликтной комиссии.
Нужно ли брать ваше судебное решение с выделенными маркером абзацами на апелляцию баллов ЕГЭ или ОГЭ в этом году? Каков алгоритм действий предъявления Конфликтной комиссии решения Верховного суда РФ по вашему иску?
Сначала просто предъявите доверенность и скажите, что человек будет присутствовать вместе с ребёнком при рассмотрении апелляции. Если будут споры, то тогда покажите решение ВС РФ.
Источники: