Практически каждая компания рано или поздно проходит проверку со стороны государственной трудовой инспекции (ГИТ). Эта структура контролирует соблюдение прав трудящихся. По итогам проверки, если обнаружены правонарушения, выносится предписание. Представляет оно собой документ, в котором изложены требования по исправлению правонарушения. Через определенный срок проводится повторная проверка. В ходе нее выявляют, исправлено ли правонарушение. Однако руководитель может быть не согласен с предписанием. В этом случае его можно обжаловать.
Как происходило обжалование ранее
Ранее у судебных органов не было единого мнения по поводу обжалования предписания. Происходило оно на основании ГПК РФ. При этом учитывались нормы производства по делам, касающимся публичных правоотношений. Однако это стало неактуальным после 15 сентября 2015 года. В эту дату в силу вступил КАС. После этого обжалование стало выполняться на основании этого кодекса.
Но разногласия оставались. В частности, одни суды полагали, что обжалование должно производиться на основании КАС, а другие – что процедура проводится на базе ГПК РФ. На протяжении 2015-2016 годов суды не могли прийти к единой позиции.
Ситуация с обжалованием сейчас
Ситуация была разрешена Верховным судом. В частности, было издано определение №75-КГ16-14 от 19 декабря 2016 года. В нем содержатся эти положения:
- Функция трудовой инспекции – это обнаружение нарушений в области труда. Однако у инспекторов нет прав на решение трудовых споров.
- Предписание инспекции – это распорядительная бумага. Поэтому ее обжалование проводится на базе КАС. При этом неважно, касается предписание прав сотрудников или нет.
То есть сейчас позиция судов является полностью определенной. Правомерность вынесения постановления инспектора устанавливается в административном порядке. Что это дает работодателю? Административный порядок более выгоден для компании, так как упрощается процесс доказывания своей позиции. В частности, в этом случае работодателю не нужно доказывать незаконность вынесенного решения. Это трудовая инспекция должна доказывать, что предписание было правомерным и соответствующим всем законам.
Варианты обжалования
Возможность обжалования оговорена в статье 361 ТК РФ. В той же статье прописано, что процедура может проводиться двумя способами:
- Обращение к вышестоящему лицу. В частности, работодателю нужно подать жалобу в адрес руководителя ГИТ, осуществляющей проверку. Если это не поможет, можно направить свои претензии главному инспектору труда страны.
- Через суд. Необходимо подавать иск в суд, предварительно уплатив пошлину.
Способ обжалования работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако если инспектор вынес постановление о приостановке деятельности субъекта, то оспорить его можно только в суде.
Сроки
Сроки обжалования предписаний ГИТ законодательством не определены. Значит, актуальным будет стандартный порядок. Обратиться с жалобой в суд можно в течение 10 дней с момента вынесения предписания. Если оспорить нужно документ об административном нарушении, процедура также проводится в течение 10 дней с даты получения документа. Соответствующий срок оговорен статьей 30.3 КоАП РФ.
Если работодатель направляет жалобу вышестоящему инспектору, она должна быть рассмотрена в течение 30 дней с даты ее подачи. Если по истечении этого срока ответа не направлено, в течение 3 месяцев следует направить иск в суд. Кроме того, если вышестоящий инспектор отказал в обжаловании, работодатель также может направиться в судебный орган.
Составление жалобы
При составлении жалобы нужно указать эти сведения:
- Наименование (ФИО) структуры или лица, которому отправляется документ.
- Адрес и данные работодателя (ФИО, название компании).
- Реквизиты предписания, которое оспаривается.
- Аргументация работодателя. В частности, нужно предоставить доказательства того, что предписание вынесено незаконно.
- Формулировка просьбы. К примеру, просьбой может быть отмена предписания, признание действий ГИТ незаконными.
Жалобу нужно составлять в двух экземплярах. Первый направляется в канцелярию, второй остается при работодателе. На втором экземпляре принимающая сторона проставляет входящий номер.
ВАЖНО! Документ можно направить различными способами. Можно передать его лично, отправить по почте. Во втором случае используется заказное письмо с уведомлением о доставке. Можно также воспользоваться услугой описи содержимого.
Аргументация при обжаловании
Успех обжалования предписания зависит от правильно выстроенной аргументации. Работодатель должен привести конкретные основания оспаривания. Они могут быть следующими:
- Правонарушений, которые выявил инспектор, на самом деле не существует.
- В рамках проверки ГИТ были неверно составлены сопроводительные документы или же проигнорирован порядок контрольных проверок.
Второе направление аргументации более перспективно. Оно актуально даже в том случае, если фактически правонарушение есть.
Проверка ГИТ предполагает составление документов инспекторами. К примеру, если обнаружено административное правонарушение, нужно оформить соответствующий протокол. Процедура предполагает соблюдение определенного порядка. К примеру, работодателю разъясняются его права и обязанности. Ему предоставляется право на подачу объяснений по найденным нарушениям. Работодатель должен быть ознакомлен с протоколом под роспись. Если этот порядок был проигнорирован инспектором, нарушитель может воспользоваться этим и составить соответствующую аргументацию.
Предписание ГИТ можно отменить на этих основаниях:
- Работодатель не был извещен об оформлении протокола.
- Лицу не дали право на объяснения.
- Отсутствует распоряжение от ГИТ о проведении проверки, в котором указаны сроки мероприятия, его цели.
- В приказе о проведении проверки нет регистрационного номера, даты издания, подписи представителя ГИТ.
- Сведения, изложенные в служебном удостоверении, не соответствуют сведениям, указанным в приказе.
То есть предписание можно обжаловать на основании любых существенных недочетов со стороны инспектора.
Последствия обжалования
Если работодателю удастся обжаловать предписание, это влечет за собой последствия:
- Не требуется исправлять те правонарушения, которые изложены в предписании.
- Не нужно проходить через повторную проверку, в ходе которой устанавливается исполнение требований инспекции.
Если инспектор обнаружил существенное правонарушение, работодателю выгоднее оспорить его, а не исполнять неправомерные требования ГИТ.
Практика
Как уже говорилось, работодателю можно обжаловать предписание через вышестоящего инспектора или через суд. На практике обычно обращаются прямо в суд. С чем это связано? Дело в том, что при обращении в вышестоящий орган срок, отведенный на решение проблемы через суд, не перестает течь.
Рассмотрим пример. Работодатель направляет заявление на обжалование к вышестоящему инспектору. Ответить ему должны в течение 30 дней. К примеру, лицо получило отказ через 20 дней. В этом случае срок для обращения в суд, равный 10 дням, уже истек.
Однако работодатель может обратиться в суд для оспаривания решения вышестоящего инспектора. Ему потребуется оплатить пошлину на основании пункта 1 статьи 333.19 НК РФ. Иск в суд подается по фактическому адресу ГИТ, которая вынесла постановление.
«Отдел кадров коммерческой организации», 2014, N 3
ГИТ РЕШИЛА И ПОСТАНОВИЛА? ОБЖАЛУЕМ
За соблюдением трудового законодательства следит государственная инспекция труда. И довольно часто инспекторы при проведении контрольно-надзорных мероприятий выявляют нарушения, результатом которых может стать не только штраф, но и приостановление деятельности компании. Как показывает практика, некоторые работодатели не соглашаются с претензиями контролеров и оспаривают предписания и протоколы. Какие действия инспекторов можно обжаловать? В какой орган обжалуется решение инспекторов ГИТ? В какие сроки нужно уложиться работодателю? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответ, прочитав статью.
Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 . Согласно п. 3 данного Положения федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, другими федеральными законами, Положением и иными решениями Правительства РФ. Кроме этого, инспекторы по труду должны соблюдать нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ).
«Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (далее — Положение).
Отметим, что любое контрольное мероприятие должно проводиться инспектором на основании соответствующего приказа или распоряжения, копия которого вручается руководителю организации или иному должностному лицу.
Права инспекторов при проведении
Статья 357 ТК РФ и п. 13 Положения определяют права инспекторов при осуществлении государственного надзора в сфере труда. В частности, они могут:
— беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать работодателей в целях проведения их проверки;
— запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
— изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта;
— расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
— предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований в сфере труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
— направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.
Скажем сразу, что мы назвали лишь малую часть прав, которыми законодатели наделили контролеров. Поэтому рекомендуем работодателям подробнее ознакомиться с нормами ст. 357 ТК РФ и п. 13 Положения, чтобы быть подготовленными и не возмущаться из-за отдельных действий, на которые инспекторы имеют право в силу закона.
Результаты мероприятий по контролю
По результатам контрольных мероприятий государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме . В данном акте отражаются сведения о результатах контроля. В случае обнаружения нарушений трудового законодательства инспектор, проводящий проверку, фиксирует в акте их характер, а также указывает лиц, допустивших выявленные нарушения. Кроме акта, нарушения фиксируются:
— в предписании об устранении нарушений, которое в силу п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ является приложением к акту проверки;
— в протоколе об административном правонарушении, который составляется сразу при обнаружении правонарушений (ст. 28.2 КоАП РФ);
— в постановлении об административном наказании, которое составляется после рассмотрения дела об административном правонарушении в срок не более чем 15 дней со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ).
Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Важным моментом является требование от руководства организации объяснений о том, почему были допущены выявленные нарушения. Обычно такие объяснения фиксируются в письменном виде в протоколе. Не рекомендуем объяснения писать, как сочинение. Помните правило «Краткость — сестра таланта»? Чем меньше вы напишете, тем больше шансов оспорить протокол. И еще момент: подписание протокола об административном правонарушении руководителем или уполномоченным представителем организации не означает согласия с его содержанием.
Отметим, что инспекторы самостоятельно могут принимать решение о привлечении к ответственности не по всем обнаруженным нарушениям трудового законодательства. В частности, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 19.4 — 19.7, ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.42 КоАП РФ, вправе рассматривать и привлекать к ответственности по ним только суд.
Если в ходе проверочных мероприятий были выявлены нарушения трудового законодательства, к работодателю возможно применение следующих мер административной ответственности:
— административного приостановления деятельности организации или индивидуального предпринимателя;
В случае когда работодатель не согласен с выявленными нарушениями или с выбором контролерами меры наказания, можно попробовать оспорить решение инспекторов. В частности, на основании ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Разъясним положения данной нормы. Согласно п. 8 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, руководитель Федеральной службы по труду и занятости является главным государственным инспектором труда РФ. Полагаем, что жалобы ему направляются крайне редко, так как если работодатели и обжалуют в ГИТ решения инспектора, это решается на уровне субъекта РФ, в крайнем случае в суде.
Относительно оспаривания решения инспектора ГИТ в суде скажем следующее. Дела об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом, обжалуются в районный суд (ст. 30.1 КоАП РФ). Некоторые работодатели, ссылаясь все на ту же ст. 30.1 КоАП РФ, подают жалобу в арбитражный суд. А между тем этому суду такой спор разрешать не положено, так как работодатель привлекается к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а как участник трудовых отношений, допустивший нарушение законодательства о труде (Постановления ФАС СЗО от 14.08.2013 по делу N А05-2063/2013, Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 по делу N А41-4242/11, ФАС МО от 05.12.2011 по делу N А41-4242/11).
Подчеркнем, что не стоит обращаться одновременно и в суд, и к соответствующему руководителю инспектора по подчиненности — в силу ст. 30.1 КоАП РФ жалобу будет рассматривать только суд.
В соответствии с п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ организация или индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводилась проверка, в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в ГИТ в письменной форме возражения в отношении акта проверки или выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений в случае несогласия:
— с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки;
— с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений.
Направляя возражения, организация или индивидуальный предприниматель может приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в ГИТ.
Для обжалования постановления об административном правонарушении предусмотрен меньший срок — 10 дней с момента получения данного постановления (или его копии) работодателем. Таково правило ст. 30.3 КоАП РФ. Аналогичный срок предусмотрен и для обжалования предписания, выданного инспектором, проводившим проверку по обращению профсоюзного органа, работника или иного лица (ст. 357 ТК РФ).
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, поданная в ГИТ, подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления, а поданная в суд — в двухмесячный срок со дня ее поступления (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).
Но даже если срок обжалования пропущен, не стоит отчаиваться. Вместе с жалобой нужно подать ходатайство о восстановлении срока обжалования, в котором указать причины, послужившие причиной пропуска. Если указанные причины ГИТ или суд сочтет уважительными, срок может быть восстановлен.
Повод для обжалования
1. Несоблюдение сроков контрольно-надзорных мероприятий. В силу ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые мероприятия по контролю за соблюдением трудового законодательства могут проводиться не чаще одного раза в три года. Проверить, когда в организации была предыдущая аналогичная проверка, можно по журналу учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля , который обязаны вести все организации независимо от организационно-правовой формы. Если организация подверглась очередной проверке с нарушением сроков, журнал может послужить доказательством того, что проверка проведена незаконно и ее результаты следует отменить.
Форма такого журнала утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
2. Ошибки в распоряжении о проведении проверки или вовсе его отсутствие. Согласно ст. 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа, в котором должны быть указаны определенные сведения, например:
— фамилии, имена, отчества, должности лиц, уполномоченных на проведение проверки;
— цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
— правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами.
При этом заверенные печатью копии распоряжения или приказа о проведении проверки вручаются под роспись лицами, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Например, Определением Санкт-Петербургского городского суда от 30.10.2013 N 33-16046/2013 действия государственного инспектора труда по проведению внеплановой документарной проверки и истребованию у юридического лица документов без обязательного направления надлежащим образом заверенной копии распоряжения с обязательным указанием на основание и предмет проводимой проверки признаны судом не соответствующими требованиям действующего законодательства. А апелляционный суд Тамбовской области оставил в силе ранее состоявшиеся решения суда, указав, что заявление о признании незаконными акта проверки и предписания главного государственного инспектора труда удовлетворено правомерно, поскольку проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) является грубым нарушением требований закона (Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 31.07.2013 по делу N 33-2286).
3. Ошибки при составлении протокола. Правила составления протокола об административном правонарушении изложены в ст. 28.2 КоАП РФ. Там же названы сведения, которые обязательно должны быть указаны в нем:
— дата и место его составления;
— должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
— сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
— время совершения и событие административного правонарушения;
— иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Если инспекторы забыли заполнить некоторые графы или внести какие-то сведения, это может повлечь недействительность протокола, чем можно воспользоваться при обжаловании. Так, требование об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за непредоставление дополнительных отпусков работникам поликлиники было удовлетворено, поскольку в протоколе о правонарушении не были указаны ни место, ни время совершения правонарушения, ни то, когда и каким работникам поликлиники не предоставлялись дополнительные отпуска (Решение Свердловского областного суда от 12.12.2011 по делу N 72-674/2011).
Если протокол составлен лицом, не обладающим такими полномочиями, это также может послужить поводом для его отмены.
Обратите внимание! Если инспекторы не предприняли необходимых и достаточных мер для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, то есть не обеспечили возможность проверяемым воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ, такой протокол может быть отменен (п. 24 Постановления Пленума ВАС от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
4. Несогласие с определением размера ответственности. Бывает и так, что работодатель нарушил трудовое законодательство и признает это, но считает, что инспектор ГИТ вынес слишком суровое наказание. Это тоже повод обжаловать решение контролера, и довольно часто суды удовлетворяют требования работодателей. Так, постановлением государственного инспектора труда директор Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1000 руб. Должностное лицо обжаловало данное решение инспектора. При рассмотрении жалобы было установлено, что Р. при расторжении трудового договора с работником по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не соблюдала процедуру сокращения, так как фактически не рассматривалось преимущественное право работника на оставление на работе.
При таких обстоятельствах должностное лицо и судебная инстанция обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях Р. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Но суд посчитал, что данное нарушение может быть признано малозначительным, так как не повлекло существенных нарушений прав работника, и прекратил производство по делу, ограничившись предупреждением (Постановление Тамбовского областного суда от 01.07.2013 по делу N 4-а-119).
Как видим, решение, вынесенное инспектором ГИТ, не всегда является «истиной в последней инстанции» и его можно оспорить. На это у работодателя есть 15 дней для предписаний и акта проверки, 10 дней — для предписания, выданного по обращению профсоюзного органа, работника или иного лица, а также постановления о привлечении к административной ответственности. Однако мы рекомендуем не нарушать нормы трудового законодательства, чтобы у контролеров и мысли не возникло о выдаче предписания об их устранении, а уж тем более протокола об административном правонарушении. Желаем удачи!
- Ломакина Юлия | ведущий юрисконсульт аудиторской компании МКПЦ
В организации прошла проверка соблюдения трудового законодательства, по результатам которой работодатель получил от инспектора предписание об устранении нарушений. Такое предписание государственной инспекции труда (ГИТ) работодатель может обжаловать не только в порядке подчиненности через вышестоящее должностное лицо (вышестоящий орган), но и в суде. Однако, несмотря на строгую регламентацию порядка обжалования решений государственных органов, до недавнего времени у судов не было единого подхода к вопросу о том, как именно следует обжаловать предписания ГИТ. Давайте разбираться.
Как было?
Раньше предписания трудовой инспекции оспаривались по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) в соответствии с нормами о производстве по делам, вытекающим из публичных правоотношений. Эти положения утратили силу 15.09.2015, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ). Подразумевалось, что с этого момента предписания трудовой инспекции нужно обжаловать по правилам нового кодекса.
Однако на практике суды не имели единой точки зрения: одни считали, что работодатель должен подать жалобу на предписание трудовой инспекции по правилам КАС РФ, другие — по нормам ГПК РФ. В течение 2015-2016 годов не мог определиться со своей позицией по этому вопросу даже Верховный Суд РФ.
Так, в письме от 05.11.2015 № 7-ВС-7105/15 Верховный Суд РФ указал, что предписания ГИТ затрагивают права работников, поэтому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний судам следует руководствоваться нормами гражданского судопроизводства.
Однако позднее Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 № 36 разъяснил, что по правилам КАС РФ рассматриваются дела, в которых один из участников наделен властно-распорядительными полномочиями по отношению к другому. Исключение составляют дела, когда решение государственного органа затрагивает права граждан. Предписание ГИТ — властно-распорядительный документ. Но работники не имеют права обжаловать эти предписания. Поэтому такие споры в исключения, названные Пленумом ВС РФ, не попадают и должны рассматриваться по правилам КАС РФ.
Таким образом, Верховный Суд РФ высказал две противоположные позиции о том, по каким правилам следует обжаловать предписание ГИТ, что породило неопределенность как для самих судов, так и для работодателей.
Изменение тенденции судебной практики
В конце декабря прошлого года Верховный Суд РФ изменил вектор сложившейся на тот момент неоднозначной судебной практики (определение от 19.12.2016 № 75-КГ16-14). В частности, он указал, что:
- функционал ГИТ заключается в выявлении трудовых правонарушений, при этом полномочий по разрешению трудовых споров у инспекции нет;
- предписание ГИТ является документом властно-распорядительного характера, поэтому обжалование должно производиться по правилам КАС РФ независимо от того, затрагивает предписание права работников или нет.
В кассационном определении от 01.06.2017 № 74-КГ17-6 Верховный Суд РФ подтвердил эту позицию и обосновал свой вывод тем, что предписание ГИТ:
- вынесено уполномоченным органом;
- является документом властно-распорядительного характера;
- содержит обязательные указания, что может нарушать права работодателя и повлечь для него неблагоприятные последствия.
Таким образом, в настоящее время окончательно подтверждено, что законность предписания ГИТ должна проверяться в административном порядке.
На наш взгляд, новый подход Верховного Суда РФ наиболее разумный и соответствует сегодняшним правовым реалиям. Кроме того, обжалование предписания в порядке административного судопроизводства облегчает работодателю бремя доказывания, так как не он обязан подтверждать незаконность оспариваемого предписания, а ГИТ придется доказывать, что предписание вынесено в соответствии с положениями действующего законодательства.
Сроки для обжалования
При обжаловании предписания ГИТ необходимо руководствоваться гл. 12 и 22 КАС РФ.
Административное исковое заявление о признании предписания незаконным предъявляется в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.
Отметим, что однозначно определить срок обжалования затруднительно, поскольку при внесении в КАС РФ ранее исключенного из ГПК РФ положения о сроке обжалования предписаний (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ) законодатель не разрешил проблему, связанную с определением срока их обжалования.
В ч. 1 ст. 219 КАС РФ сохранен прежний срок обжалования предписаний в суде. Так, по общему правилу он составляет три месяца со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав и законных интересов.
В то же время, согласно ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в ГИТ по вопросу, находящемуся на рассмотрении комиссии по трудовым спорам, инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства вправе выдать работодателю предписание, которое может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Исходя из буквального прочтения этой нормы, 10-дневный срок применяется для обжалования тех предписаний, которые выданы по результатам проверок на основании жалоб работников, профсоюзов и иных лиц, причем только в тех случаях, когда поставленные перед инспектором вопросы одновременно рассматривает комиссия по трудовым спорам.
Таким образом, судами выработано две противоположные позиции. Одни, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 219 КАС РФ, считают, что применяется трехмесячный срок обжалования, за исключением случаев, когда предписание выдано в результате обращения в ГИТ профсоюза или работника. По мнению остальных, ст. 357 ТК РФ установлен специальный 10-дневный срок обжалования, распространяющийся на любые предписания ГИТ, который и подлежит применению.
Ввиду отсутствия единой судебной позиции, а также в целях минимизации рисков, связанных с пропуском срока на обжалование, с административным исковым заявлением об оспаривании предписания рекомендуем обращаться в суд в 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.
Практика применения правил
Рассмотрим приведенные правила на конкретном примере. Предположим, что по результатам проверки работодателя ГИТ в г. Москве вынесла предписание от 01.09.2017 № 11-274/2017. Это предписание 4 сентября 2017 г. вручено под расписку представителю работодателя.
При определении территориальной подсудности и срока на обращение в суд обратите внимание на дату получения предписания и место нахождения ГИТ, проводившей проверку. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.
ГИТ в г. Москве располагается по адресу: ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3 (https://git77.rostrud.ru/) 1 . Этот адрес относится к территориальной подсудности Нагатинского районного суда г. Москвы 2 . Таким образом, в описанной ситуации для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в Нагатинский районный суд г. Москвы не позднее 14 сентября 2017 г. включительно.
Требования к форме административного искового заявления установлены ст. 125, 220 КАС РФ. В заявлении в том числе должны быть указаны:
- наименование суда, в который оно подается;
- наименование организации — административного истца;
- сведения о ГИТ, вынесшей предписание;
- реквизиты оспариваемого предписания;
- сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые нарушаются оспариваемым предписанием, и требование о признании его незаконным;
- нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое предписание;
- перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
См. образец административного искового заявления в Примере.
Также советуем обратить внимание на следующую особенность рассмотрения дел по правилам КАС РФ: представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).
Источники:
http://hr-portal.ru/article/git-reshila-i-postanovila-obzhaluem
http://www.delo-press.ru/articles.php?n=27713