Актуально ли стихотворение державина властителям и судьям

Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!

Искусство – это всегда отражение реальной жизни. Оно призвано если не решать проблемы, то обнаруживать их. Художник, ощущая потребность высказаться и быть услышанным, говорит о том, что важно, чтобы другие люди тоже задумались об этом.

Властителям и судиям

Восстал Всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!

Г.Р. Державин “Властителям и судиям”, читает Леонид Кулагин

Исторический контекст

Творческий взлет и продвижение по карьерной лестнице Державина пришлись на период царствования Екатерины Второй. В эти годы политическая и военная мощь страны усиливались с каждым днем, империя одерживала грандиозные победы. Власть сосредотачивалась на проблемах государственного развития и расширения империи. Русская культура также переживала времена небывалого подъема.

Алексей Петрович Антропов. Портрет Екатерины II. 1766

Однако идея общества всеобщей гармонии, при всей привлекательности, была все же идеалистической, далекой от реальности. А мощное расширение империи достигалось тяжёлой ценой – мобилизациями, человеческими потерями, ужесточением положения низших сословий. Поиск ресурсов под имперский проект вызывал радикальные меры, как например, в церковной сфере, изъятие монастырских земель и доходов в пользу государства – так называемая секуляризация.

Станислав Молодых “Пугачевщина”

В 1773 году прогремела пугачёвщина — крестьянское восстание под предводительством казака Емельяна Пугачева, всколыхнувшее всю Российскую империю. А спустя чуть более пятнадцати лет во Франции началась кровавая революция, в которой главным инструментом решения проблем стало вовсе не просвещение, а террор и нож гильотины. Екатерина вовсе не была восторженной идеалисткой, хотя образ верховной просветительницы ей и нравился. Однако она неоднократно, самым жестоким образом проводила черту, заступ за которую мог очень дорого стоить.

Само значение науки, литературы и искусства, начиная с екатерининской эпохи, никогда не подвергалось в России сомнению. Но в отношении критиков системы это означало особенно пристальное и пристрастное отношение власти. Такие колебания высшего начальства в вопросе, что дозволено, а что нет стороннику исправления нравов в России, прекрасно прочувствовал на себе Гавриил Романович Державин.

Автор

Портрет сей Г.Р. Державина. Художник С. Тончи. На камне авторская надпись: Justitici in scopulo, restilo mens delphica in ortu Fingitur, in alba corque fides… (nive): Правосудие изображается скалою, румяным (восходом) – дельфийский (пророческий) дух, белым снегом – чистосердечие и правдивость.

Попыток усомниться и оспорить значение и силу державинской поэзии было в истории несколько, но на его сторону всякий раз вставали неоспоримые знатоки и великие литераторы: Пушкин, Достоевский. В начале ХХ века поколение новаторов вновь пытались свергнуть поэта с пьедестала — за архаичность слога и консервативное содержание текстов. И сразу же поднялись среди авторов Серебряного века многие (в первую очередь, Владислав Ходасевич), кто защитили несомненный талант их предшественника и сделали все возможное, чтобы современники и потомки по достоинству оценили личность гениального автора и его произведения.

Слава пришла к поэту Державину (1743–1816), когда ему было почти 40 лет. Он не мог похвастаться знатным происхождением, хотя и был дворянином. Впрочем, ему в целом повезло с военной службой: Преображенский полк, гвардия. В восемнадцатом веке она не раз становилась вершительницей судеб царских особ. Сам Гавриил Романович мог убедиться в этом, оказавшись участником (пусть и рядовым) свержения императора Петра Третьего и возведения на престол его супруги Екатерины. Внимание к себе он смог привлечь позднее, во времена подавления пугачевского восстания. Там появляются у него и положительная репутация в качестве толкового офицера, и одновременно – рождаются первые литературные работы.

Впрочем, заслуженный. Ода была написана живым поэтическим языком, с использованием сатирических элементов, шуток, бытовых зарисовок, отсутствовал привычный для этого жанра налет высокопарности. К примеру, так Державин описывает пиршество:

Там плов и пироги стоят,
Шампанским вафли запиваю;
И всё на свете забываю
Средь вин, сластей и аромат.

Лирический герой признается:

Таков, Фелица, я развратен!
Но на меня весь свет похож.
Кто сколько мудростью ни знатен,
Но всякий человек есть ложь.

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

Здесь он не лукавил – действительно первый и возможно, единственный…

О произведении

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Такие гневные упреки не смогли стерпеть ни вельможи, ни сама императрица. Стихотворение попало к ней только в 1795 году, и строки были объявлены революционными, якобинскими (от названия наиболее радикального политического движения во Франции времен революции 1789–1793 годов).

Конечно же, никаким якобинцем Державин не был. Он лишь стремился указывать на очевидные истины веры, которые очевидны верующему в силу и промысел Божий. Эти истины Державин будет переводить на язык русской поэзии до конца жизненного пути.

Отсылки к Библии

Приведём здесь текст псалма целиком в русском синодальном переводе (которого, напомним, во времена Державина ещё не существовало – только церковно-славянский текст).

Псалом 81
Псалом Асафа.
1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
6 Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы;
7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

Что касается жанрового определения – все же произведение Державина – ода. Но обычно славу в таком творении принято было воздавать земному вельможе или монарху. А тут поэт не польстил земному начальству ни словом – ода возносится только одному Богу, Которого забыли и не слышат те, кто призваны исполнять Его волю, быть милосердными и помнить о своей участи…

Непонятные слова

Рек (устар.) — сказал, произнес

Сонм (книжн.) — большое количество, множество кого-либо, чего-либо

Доколе, доколь (устар.) — как долго, до каких пор

Покров (устар.) — здесь в значении покровительства, защиты

Исторгнуть (устар.) — переносное употребление: освобождать

Внимать (устар.) — слушать кого-нибудь (что-нибудь), устремлять внимание на кого-нибудь (что-нибудь)

Мзда (книжн. устар.) — 1) награда, плата, вознаграждение; 2) взятка (ирон.)

Очеса (устар.) — глаза

Зыбить — колыхать, колебать, волновать

Восемнадцатый век для России и, в частности, её населения был очень тяжелый. Естественно что поэты и литературные деятели того времени не могли оставить данный факт без внимания, вследствие данного внимания у нас есть множество произведений, которые рассказывают нам обо всей жестокости и несправедливости того времени. Отличный поэт того времени Державин также как и остальные не мог оставаться в стороне.

Он написал произведение “Властителям и Судиям”, которое, по сути, являлось пересказом 90 библейских псалмов. Через это произведение он говорил о несправедливости правительства, о нищете народа, о чрезмерной зажиточности дворян, и, впрочем, обо всех событиях и проблемах того времени. За данное произведение его не раз называли богохульником, проклятым человеком, и врагом народа, за его, как бы, оппозиционный характер. Также после издания он испытывал притеснения со стороны правящей власти, из-за нескольких строк про неё в произведении, в которых он раскритиковал её по всем параметрам.

По правде говоря, в произведении не было ничего очень оскорбительного, но из-за того что он использовал библейские псалмы, он был сильно раскритикован, так как в то время тема веры и бога являлась табу, за которое, возможно, могли и убить. Сам же позже он называл своё произведение “Гневной одой”, не скрывая своего недовольства властью и общей ситуацией в стране. Именно за это можно уважать данного автора. Он не побоялся последствий и выпустил произведение, которое критикует власть и всех к ней причастных, говоря об их продажности и предвзятости к дворянской части населения. Он описывал преступления совершаемые властью очень подробно, из-за того что он сам работал в данной сфере, и всегда подмечал нечестность того или иного человека.

Его произведение по правде можно назвать показательной вещью, оно может показать нам насколько же люди были недовольны вещами, происходящими на их родине, но и насколько они беспомощны перед правительственной машиной, которая беспощадно ехала по головам. Благодаря таким людям как Державин, у людей оставались хоть какие — то силы, чтобы бороться с коррумпированным правительством.

Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям

Державин в своё время подвизался на высоких должностях государственной службы, и ему воочию была известна незаконная деятельность правительства. Его сопротивления такому явлению не нашли отклика в умах сильных мира сего. Одновременно, честный и непосредственный Державин, верил в справедливые помыслы императрицы Екатерины, обвиняя в неправомерных действиях её сановитое окружение.

Впечатлительному, но решительному поэту требовалось выплеснуть своё неприятие окружающего бытия, и он приступил к созданию оды. К написанию обличительного стихотворения, поэта подтолкнул реальный случай, произошедший во время перестройки здания Сената. Под его руководством, в зале общего собрания, была установлена скульптура Истины, изображённая в обнажённом виде. Когда князь Вяземский принимал залу, увидев нагую скульптуру, он дал повеление её прикрыть. Приняв это как руководство к действию, правительство с той поры и стало прикрывать и умалчивать правду.

За основу произведения, Державин взял псалом царя Давида. Автор добавил в библейский оригинал всё своё негодование и гнев по отношению к властителям мира, решающих судьбы простого народа. Поэту претит несправедливость и беззаконие правителей. Он осуждает чиновников, поднявшихся на высшую ступеньку государственной иерархии. Добравшись до власти, эти чиновники используют её в своих целях, им глубоко плевать на нужды и проблемы простых людей.

Державин решился на смелый шаг, опубликовав своё обличительное стихотворение в то смутное время. Он открыто и прямо призывает к политическому перевороту, его ода является призывом к свершению несправедливого самоуправства. Сам Державин понимает, что в этом мире никогда не будет справедливости, и в своём бессилии что-либо изменить, он взывает к высшей инстанции, к Богу.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина

Популярные сегодня темы

М. Е. Салтыков-Щедрин – мастер изображения сатиры в сказках. В них изображены различные слой населения, описаны в сатирической форме их основные пороки. Одной из самых ярких сказок по праву

Каждый год с наступлением апреля приходит Пасха. Мне нравится этот праздник. Он светлый, радостный и добрый.

Как правило, отчаянием называют такое состояние, которое предполагает понимание полной безвыходности пагубной ситуации и отсутствие перспектив. Надежной называют состояние человека, в котором он видит

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-stihotvoreniya-vlastitelyam-i-sudiyam-derzhavina

Читайте также:
Adblock
detector