Арбитражный суд ур что рассматривает

О суде

Интервью председателя Арбитражного суда УР в журнале «Деловая репутация»


Будем знакомы

— Алексей Леонидович, так получилось, что это ваше первое развернутое интервью для СМИ… Расскажите нашим читателям немного о себе — когда и где родились, что окончили, кем работали до назначения на сегодняшнюю должность?

Число дел растет

— Недавно в Арбитражном суде Удмуртской Республики состоялось совещание по итогам работы за 2008 год. Какое количество заявлений поступило за этот период, сколько дел было рассмотрено, каково число вердиктов, которые были обжалованы сторонами, каков процент отмены принятых судьями решений в апелляционной и кассационной инстанциях? Какие тенденции по этим показателям наблюдаются в последние годы?

— Количество и характер споров, поступающих в суд, — точный индикатор процессов, происходящих в нашей экономике. В относительно стабильных 2006 и 2007 годах Арбитражный суд УР рассмотрел примерно по 10500 дел, в 2008-м — более 12000, то есть произошел существенный рост обращений в Арбитражный суд, а следовательно, и нагрузки на судей. Увеличивается количество как административных, так и гражданских дел. Причем это не все количество исков, с которыми нам приходится работать. Заявлений поступает гораздо больше — например, в 2008 году их было 13400 (в 2007 году — 11000). Часть из них остается без движения, затем возвращается заявителям, если не исполнены требования в части оплаты госпошлины, правильности оформления документов и т. д.

Мы уделяем большое внимание таким показателям, как сроки и качество рассмотрения дел, поскольку стороны обоснованно надеются на своевременное и правильное разрешение их спора. Согласно статданным, в 2008 году нарушение сроков рассмотрения дел составило 4,1%. Много это или мало? Скажем, в 2007 году этот показатель составлял 4,5%, а в 2006-м — 5,1%, то есть положительная тенденция налицо, но есть и большие резервы для улучшения работы.

Причины нарушения сроков различны. Часто это отложение рассмотрения по ходатайству стороны. Процессуальным законом определен месяц (со дня окончания подготовки дела) на рассмотрение гражданского и 10 дней — административного дела, но суду всегда сложно отказать одной из сторон, которая просит отложить дело, чтобы представить дополнительные доказательства. Если в этом случае формально относиться к соблюдению сроков, можно лишить стороны права на обоснование своей позиции, и вынесение законного и справедливого решения будет под вопросом. При рассмотрении части дел выясняется необходимость привлечения к процессу новых лиц. Они вправе сформулировать свое отношение к рассматриваемому спору, а на это тоже необходимо время…

Законность решений Арбитражного суда УР проверяют апелляционная инстанция — Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Перми и кассационная — Федеральный арбитражный суд Уральского округа в г. Екатеринбурге. Качество работы можно оценить, сравнив количество рассмотренных и отмененных дел. В 2007 году в апелляцию поступило 1430 жалоб, в 2008-м — 1645. В кассацию в 2007 году поступило 885 жалоб, в 2008-м — 822. С учетом отмененных дел процент качества в истекшем году составил 2,9% в суде апелляционной инстанции и 0,9% в кассационном суде. Впрочем, для нас важны не сами эти цифры, а права и интересы организаций, индивидуальных предпринимателей, которые стоят за ними.

Причин же отмены принятых решений несколько. Это может быть неправильное, на взгляд вышестоящего суда, применение норм материального права, то есть неверное применение закона, который регулирует спорные правоотношения, или несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, встречаются и допущенные в ходе рассмотрения процессуальные нарушения (например, нарушение прав лица на участие в рассмотрении дела, непривлечение к участию в деле лиц, чьи права затрагиваются судебным решением, и т. д.).

Иногда, если говорить о процессуальных нарушениях, стороны злоупотребляют своими правами, уклоняются от получения определения суда о назначении дела к разбирательству, применяют всякого рода уловки, которые не позволяют с достоверностью подтвердить получение стороной соответствующих извещений…

Договор дороже денег

— Экономика России и региона, к сожалению, не осталась в стороне от мирового финансового кризиса. Вы ожидаете в связи с этим роста числа обращений в арбитраж?

— Если сохранится тенденция поступления новых заявлений в январе-феврале текущего года, то предположительно в 2009 году суду предстоит рассмотреть 15-16 тысяч дел, то есть произойдет рост до 25%. Финансовая нестабильность становится предпосылкой для увеличения количества экономических споров. Вследствие нехватки оборотных средств предприятия, часто по объективным причинам, не способны исполнить существующие обязательства, и, естественно, кредитор вынужден обращаться в Арбитражный суд.

Однако поступление дел увеличивается не по всем категориям. В частности, с начала года резко сократилось поступление дел по жалобам на действия налоговых органов, поскольку, в связи с изменениями законодательства, с 1 января 2009 года обязательным условием для обращения в суд является предварительная жалоба в вышестоящий налоговый орган.

— По каким делам наиболее часто встречаются споры в практике Арбитражного суда УР — в гражданских правоотношениях, административных и иных публичных?

— Самая большая категория дел — споры о признании сделок недействительными, их рассматривает гражданская коллегия. В административной коллегии большая часть дел связана с применением налогового законодательства, а также с оспариванием решений административных органов и взысканием обязательных платежей и санкций.

Сыр-бор на рубли и миллионы

— Арбитражный суд рассматривает дела на десятки и даже сотни миллионов рублей, возникающие как из отношений хозяйствующих субъектов между собой, так и из требований налоговых органов. Однако были единичные примеры споров о взыскании 10 рублей. Суд не мог отказать истцу в принятии его заявления, хотя экономически рассмотрение такого спора совершенно не оправданно.

— Обратиться в Арбитражный суд с иском может любой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. А какая доля приходится на успех в процессе истцов и ответчиков? Как часто при рассмотрении дел с участием госорганов (налоговой службы, фондов, антимонопольного ведомства и других) решения принимаются в пользу предприятий и граждан?

— Право на обращение в Арбитражный суд, действительно, имеет любое юридическое лицо или предприниматель, но только в том случае, если спор заявлен к другому хозяйствующему субъекту, государственным, муниципальным органам и он носит экономический характер.

Конституцией РФ гарантировано равенство прав всех форм собственности, поэтому никаких преимуществ у государства в спорах с предприятиями и предпринимателями нет. Суд при вынесении решения руководствуется требованиями закона. Например, в прошлом году удовлетворено порядка 25% жалоб на действия федеральной антимонопольной службы, почти половина — на действия налоговых органов. Всего в 2008 году судом было удовлетворено 63% всех заявленных исков, поданных жалоб и заявлений.

— Как вы оцениваете ситуацию с кадровым обеспечением Арбитражного суда УР? Часто ли вам лично приходится вести судебный процесс, какие это дела?

— Штатным расписанием в суде предусмотрено 33 ставки судьи. Фактически сейчас работают 31, двое находятся на стадии назначения. Вакансии заполняем теми, кто отвечает всем квалификационным требованиям. Когда принимаем на работу секретаря, помощника судьи, уже смотрим на него как на возможного будущего кандидата на должность судьи. Работа в коллективе позволяет оценить профессиональные и личные качества. Хотя есть у нас интерес и к тем, кто занимается преподавательской, научной деятельностью.

Я рассматриваю в год порядка 40-50 дел, обычно это споры, вытекающие из гражданских правоотношений. К сожалению, на большее не хватает времени. Для сравнения хочется отметить, что судьи рассматривают в год от 500 до 700 дел, что является очень большой нагрузкой.

Будущее — за электронным правосудием

— Можно ли в наш век высоких технологий оперативно получать информацию о решениях Арбитражного суда УР — например, в Интернете? Как вы считаете, каковы перспективы внедрения в России системы электронного документооборота в арбитраже, уже принятого в ряде стран мира?

Высшим арбитражным судом РФ предпринимаются существенные шаги к созданию системы электронного правосудия. Закупается необходимая техника, в ряде судов проводятся эксперименты. Возможность обратиться в суд, представить доказательства и возражения в электронном виде — это не фантазии, а реальная перспектива. Все это позволит как сэкономить время и средства участникам процесса судопроизводства, так и сократит расходы государства. Приходит на память, что при проведении судебной процедуры банкротства одного из хлебозаводов Ижевска представленные суду документы были сформированы в дело, состоящее из 980 томов. Хочется надеяться, что в скором времени эти тонны бумаги уйдут в прошлое.

Председатель суда Сердитова Екатерина Николаевна
Заместитель председателя суда Ходырев Алексей Михайлович
Заместитель председателя суда Бушуева Елена Анатольевна
Адрес 426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5 — гражданская коллегия, 426057, г. Ижевск, ул. Свободы, 139 — административная коллегия
Телефон +7 (341) 2687831
Сайт udmurtiya.arbitr.ru/

В соответствии с постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 21 сентября 1922 года и на основании постановления пленума Областного экономического совещания (облЭКОНСО) от 23 июня 1923 года была образована Арбитражная комиссия при Удмуртском облисполкоме.

Деятельность комиссии была направлена на разрешение имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями области, на повышение хозяйственной дисциплины и ответственности организаций. Она имела право отсрочить и рассрочить исполнение обязательств, заменить одно обязательство другим и т.д. Комиссия состояла из председателя и 2-х членов и входила в систему Высшей арбитражной комиссии при ЭКОНСО РСФСР, которая являлась высшей инстанцией для разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями.

Комиссия была упразднена в соответствии с постановлением Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и СНК СССР от 3 мая 1931 года, решениями ВЦИК и СНК РСФСР от 30 мая 1931 г. и Удмуртского облисполкома от 28 июля 1931 года и передала свои функции вновь образованному Государственному арбитражу при Удмуртском облисполкоме. Согласно утвержденному положению (1931 г.)

Государственный арбитраж учреждался для разрешения наиболее крупных и важных хозяйственных споров между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными предприятиями, организациями и учреждениями, входящими в систему разных ведомств, для укрепления плановой и договорной дисциплины, хозяйственного расчета, повышения материальной ответственности хозяйственных органов и т.д.

На Госарбитраж были возложены задачи и функции по охране имущественных прав и законных интересов предприятий, организаций и учреждений, по укреплению и развитию сотрудничества между предприятиями в деле выполнения народнохозяйственного плана; по борьбе с проявлениями местничества и узковедомственными интересами; по активному воздействию на предприятия при разрешении споров в деле исполнения ими законов, постановлений и распоряжений Правительства.

В январе 1935 года в связи с образованием Удмуртской АССР и созданием СНК УАССР Государственный арбитраж при Удмуртском облисполкоме был передан в ведение СНК УАССР (с 1946 г. — Совет Министров УАССР). В своей деятельности Госарбитраж руководствовался Положением о Государственном арбитраже от 3 мая 1931 года, которое действовало до 17 августа 1960 года. Согласно Положению о государственном арбитраже деятельность его была направлена на разрешение имущественных споров между республиканскими учреждениями, предприятиями и организациями, на укрепление социалистической законности, плановой и договорной дисциплины, внедрение и укрепление хозрасчета.

3 декабря 1960 года было утверждено новое положение о Государственном арбитраже, согласно которому были расширены права: ему предоставлялось право признавать недействительными полностью или частично договоры, противоречащие законам, проверять работу ведомственных арбитражей, действовавших в министерствах и ведомствах, изучать и обобщать опыт их работы и т.д.

В 1946-1957 гг. рабочий аппарат Госарбитража Удмуртской АССР состоял из Главного госарбитра, госарбитра, секретаря-машинистки. С 1957 по 1974 годы рабочий аппарат Госарбитража Удмуртской АССР состоял из Главного госарбитра, двух госарбитров, старшей секретарь-машинистки, секретаря-машинистки. До 1974 года Госарбитраж УАССР рассматривал 4,2 — 4,7 тысяч дел ежегодно.

В 1974 году была принята новая редакция Положения о Государственном арбитраже, которым значительно возросли и расширились полномочия госарбитражей по усилению воздействия его на предприятия, учреждения, организации в деле соблюдения государственной дисциплины, выполнения договорных обязательств, строгое соблюдение законности.

В 1974-1992 гг. рабочий аппарат Госарбитража Удмуртской АССР состоял из 9 человек: Главного госарбитра, четырех госарбитров, четырех консультантов.

Главными государственными арбитрами Госарбитража Удмуртской АССР были: Полянский Т.М., Останин Я.М., Лущиков В.И., Белоусов Е.А. Романов И.И.

С июля месяца 1971 года Главным государственным арбитром Госарбитража УАССР, а затем Удмуртской Республики был назначен Бойко B . C .

Постановлением Верховного Совета Удмуртской Республики от 28 января 1992 года Председателем Высшего арбитражного суда Удмуртской Республики избран бывший Главный государственный арбитр Бойко Василий Степанович.

В 2005 году, Приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исполняющим обязанности Председателя назначен — Заместитель Председателя Арбитражного суда УР — председатель гражданской коллегии Зинатуллин Марсель Миннухович.

В 2006 году, Указом Президента РФ №1129 от 12.10.2006 Ермолин Алексей Леонидович назначен председателем Арбитражного суда УР

Арбитражный суд Удмуртской Республики относится к первому уровню системы арбитражных судов. Данный суд в соответствии со статьей З6 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;изучает и обобщает судебную практику;подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;анализирует судебную статистику.

Президиум арбитражного суда Удмуртской Республики действует в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает вопросы судебной практики и организации работы суда.

В Арбитражный суд Удмуртской Республики входят коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.





Арбитражный суд Удмуртской Республики относится к первому уровню системы арбитражных судов.

Арбитражный суд рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции; изучает и обобщает судебную практику;подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;анализирует судебную статистику.

В Арбитражный суд Удмуртской Республики входят коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, и коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений. Судебные коллегии рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

Источники:
http://pravo.ru/arbitr_practice/courts/102/
http://dev.ros-spravka.ru/catalog/courts/arbitration_court/

Читайте также:
Adblock
detector