Верховный суд РФ 13 июля обнародовал параметры предстоящей реформы судов общей юрисдикции: в их системе по аналогии с арбитражными судами появятся пять апелляционных и девять кассационных судов. При этом расположатся они в основном в городах, которые не являются центрами федеральных округов. В Генпрокуратуре РФ идею поддержали, однако высказали обеспокоенность доступностью правосудия для граждан и соблюдением процессуальных сроков — после осуществления реформы времени на пересылку документации может требоваться больше.
Масштабную реформу российского судоустройства предусматривает законопроект, который утвердил Верховный суд на своем пленуме. Теперь документ будет разослан заинтересованным ведомствам и в правительство РФ, сообщил судья ВС, председатель Совета судей РФ Виктор Момотов. Уточнить сроки внесения документа в Госдуму он отказался.
Содержание реформы
Текст законопроекта соответствует идее, которую озвучил осенью прошлого года глава ВС РФ Вячеслав Лебедев: создание в России пяти апелляционных и девяти кассационных судов в системе судов общей юрисдикции. Идея состояла в том, чтобы приблизить систему к арбитражу, в котором вышестоящие суды территориально отделены от нижестоящих. Эту концепцию поддержал в декабре 2016 года и IX Всероссийский съезд судей. Такие новации должны, по мнению ВС, способствовать независимости судей.
Сейчас пересмотр решений производится, по сути, в рамках региона, а областные суды выполняют роль судов первой, апелляционной и кассационной инстанций. В областных судах обжалуются решения районных и городских судов — сначала в апелляционном порядке, а затем и в кассационном (жалобы рассматривает президиум суда). Только после этого спор может попасть в Верховный суд. Кроме того, областные суды вправе рассматривать дела и по первой инстанции — например, о вооруженном мятеже, тяжких убийствах. Постановления по этим делам обжалуются в Верховном суде РФ.
После реформы апелляционные суды будут рассматривать жалобы на решения, вынесенные областными судами в качестве первой инстанции. Затем они будут попадать в новые кассационные суды. Последним передаются сегодняшние полномочия президиумов областных судов. Таким образом, им придется также рассматривать решения районных судов после апелляционного обжалования на областном уровне.
— Принципы независимости судей и объективности при осуществлении правосудия предполагают недопустимость совмещения функций по рассмотрению дел различными судебными инстанциями в рамках одного и того же субъекта РФ, а тем более — в рамках одного и того же суда, — заявил секретарь пленума, судья Верховного суда Виктор Момотов, выступая на пленуме ВС.
Новеллы, по его словам, также позволят снизить нагрузку на судей за счет распределения между вновь создаваемыми судами дел, которые сейчас сконцентрированы исключительно в областных судах.
Где разместят новые суды
Из проекта следует, что обжаловать решения Мосгорсуда придется во Втором апелляционном суде, который расположится в Санкт-Петербурге. Там будут рассматривать и дела городского суда Северной столицы, а также Свердловского, Тюменского, Курганского и других областных судов. В Нижний Новгород поедут недовольные решениями Пермского, Оренбургского и Ульяновского областных судов и жители Татарстана и Башкирии. Кроме того, апелляционный суд появится в Томске, а также в Воронеже или Иваново, Краснодаре или Сочи — эти варианты еще обсуждаются.
Первый кассационный суд в Калуге займется рассмотрением жалоб на решения Московского, Нижегородского, Пензенского и ряда других областных судов. А вот обжаловать в кассации постановления райсудов Москвы (после их рассмотрения в городском суде) можно будет прямо в столице. Предполагается, что суд разместится в центре города — на Баррикадной, в здании, где сейчас находится Высшая квалификационная коллегия судей РФ.
Также кассационные суды, согласно проекту документа, могут появиться в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Казани, Перми, Кемерово и Владивостоке.
Именно на доступность судов для россиян на заседании Пленума ВС обратил внимание представитель Генпрокуратуры РФ. Он отметил, что новации будут способствовать независимости судей, что является плюсом, но могут возникнуть проблемы с личным участием граждан в заседании и с соблюдением процессуальных сроков (так как усложняется доставка судебных материалов). Замминистра юстиции Алу Алханов отметил, что в Минюсте поддерживают процесс реформирования судебных инстанций.
Цена вопроса
Из финансово-экономического обоснования к документу следует, что на реализацию инициативы потребуется порядка 4,4 млрд рублей, причем 3 млрд из них — дополнительные ассигнования из бюджета.
Создание ставок в новых судах предполагается произвести за счет сокращения уже имеющихся в областных судах. Вывести из штата областных судов предполагается 823 судьи и сократить (с выплатой компенсаций) 1688 сотрудников аппарата судов. При этом из документов следует, что перейти на работу в новые суды готовы порядка половины судей.
Как сообщил Вячеслав Лебедев журналистам в кулуарах пленарного заседания Совета судей, «полтора месяца назад к нам пришло предложение правительства — давайте сократим на 5 процентов финансирование». По его словам, Совет судей, обсудив это предложение, счел его неприемлемым. «Это не потому, что мы противники того, чтобы все ветви власти работали нормально, гармонично, — сказал Вячеслав Лебедев. — Мы имеем в виду совершенно другое: что главной ценностью государства являются человек, его права и свободы. Это главное, на чем нельзя ни в коей мере экономить».
У судебной власти особая роль в государстве. Именно поэтому в Конституции России отдельно сказано, что финансирование должно обеспечивать нормальное осуществление правосудия. Согласно действующему федеральному закону, бюджет судебной системы текущего года не может быть меньше бюджета предыдущего года. Его сокращение до 5 процентов предусматривает согласие Совета судей РФ, а снижение более чем на 5 процентов — Съезда судей РФ. Таким образом, в нашей стране предусмотрены повышенные финансовые гарантии независимости судебной власти. В других странах, напомнил Лебедев, сокращение бюджета автоматически ведет к сокращению финансирования не только министерств, но и судебной системы. По словам председателя Верховного суда России, в случае сокращения судейского бюджета могли бы пострадать все направления судебной деятельности, включая строительство новых зданий судов, введение системы электронного правосудия и так далее.
Другая новость: как сообщил Вячеслав Лебедев, число осужденных за экономические преступления с каждым годом снижается. «Возможно, по единичным делам допускаются ошибки, их надо исправлять побыстрее, не дотягивать до последней инстанции», — сказал Вячеслав Лебедев, но в целом, по его словам, ситуация соответствует закону.
А Судебный департамент при Верховном суде России разработает регламент, по которому судьи будут фиксировать и обнародовать непроцессуальные обращения по делам. Допустим, кто-то высокий и влиятельный позвонил и поинтересовался ходом какого-либо дела: завтра же эта новость должна висеть в Интернете. Подобные планы также обсуждались вчера на пленарном заседании Совета судей. Как известно, Госдума уже приняла в первом чтении законопроект, обязывающий судей предавать гласности все обращения, как устные, так и письменные, поступившие к ним от посторонних. Журналисты окрестили этот проект законом против телефонного права. Конечно же, «телефонное право» — образный термин, доставшийся нам в наследие с прошлых времен, когда высокие руководители могли отдавать судье команды по телефону. И на партсобраниях судей тоже пропесочивали за «неправильные» решения. Однако сегодня у судьи совсем иной статус, прямые команды из высоких кабинетов для него противопоказаны.
Несколько лет назад арбитражные суды стали публиковать все непроцессуальные обращения по рассматриваемым делам. Гласность хорошее средство против вредных привычек влиятельных лиц. Число писем после этого действительно убавилось, но совсем писать судьям посторонние не перестали. Вслед за арбитражным судами начинание поддержали суды общей юрисдикции. В ближайшее время подобная практика должна принять силу закона.
Вчера представители Судебного департамента при Верховном суде России сообщили, что, после того как соответствующий закон вступит в силу, департаментом будет незамедлительно разработан порядок фиксации и обнародования непроцессуальных обращений. Кто захочет что-то сказать судье — придется делать это открыто.
Оплата труда судебных работников в последнее время претерпевает стадию реформирования. Власть занялась этим вопросом для того, чтобы искоренить коррупцию, и по указу президента зарплаты данной категории бюджетников должны были резко вырасти как минимум в два раза.
При этом особое внимание уделяется изменению финансовых начислений, внедрение всевозможных поощрительных выплат и премий, а также выделению специальных доплат. Неудивительно, что на фоне этих данных многих интересует вопрос о том, будет ли повышение зарплаты помощникам судей в 2020 году и на что можно рассчитывать.
Общие данные
Заработная плата судей, собственно говоря, как и их помощников, формируется на основе государственного бюджета, а если говорить точнее, то тех показателей, которые в него закладывают власти. Проект бюджета на 2020 год уже рассмотрен и принят еще в 2019 году. И в нём описывается программа на ближайшие три года, в которой прописаны данные об увеличении расходов судебной системе Российской Федерации.
Говоря о финансировании более конкретно, стоит сделать вывод о том, что в 2020 году из бюджета будет выделено 203 миллиарда рублей, из которых на зарплаты конкретно пойдет 77 миллиардов рублей. Для сравнения: если говорить о том, что будет с зарплатой помощника судьи в будущем, то в 2021 году из бюджета на этот вопрос будет выделено 80 миллиардов рублей.
Что нужно знать?
Такая картина складывается по причине того, что официальные источники не скрывают данных о том, что мировой судья получает заработную плату на уровне 80 000 рублей, федеральный судья может рассчитывать на получение 150 000 рублей, а представитель конституционного суда получает не меньше 500 000 рублей.
На таком фоне можно подумать, что рост зарплат представителям судебной системы особо и не нужен, ведь они не страдают от недостатка финансов. Однако увеличение зарплаты помощникам судей необходимо по причине того, что ставка у этих представителей судебной системы довольно небольшая.
Она, конечно зависит от того, какому судье человек помогает, то есть чем выше зарплата руководителя, тем более высоким её размер будет для помощников. Однако разница показателей колоссальна.
Какую работу выполняют помощники?
Работа помощника судьи довольно престижна. Человек, который занимает данный пост, обычно занимается изучением исковых заявлений от населения, а также подготавливает проекты и дела. Параллельно в их обязанности входит организация слушаний, Предварительных судебных заседаний, а также всевозможных разбирательств.
Судьи могут на свое усмотрение просить своих помощников заниматься поиском тех или иных претендентов, которые разбираются по какому-либо конкретному делу в текущий момент времени. Они ищут ответ на вопрос, который может быть задан любым участником в судебном порядке в зале заседания, а также формируют отчёты о проделанной работе.
Для того, чтоб понимать, что последние новости о повышении окладов помощникам судей в России вовсе не является праздным желанием сделать работу бюджетников более высокооплачиваемой, стоит сказать о том, что помощники судьи несут высокую ответственность за подготовку документов, которые прикладываются к делу.
Именно они зачастую общаются с участниками процессов и могут делать какие-то выводы, а также они собирают от заявителей справки, и любую другую информацию, которая может быть использована в суде.
При этом основными качествами, которыми обязаны обладать представители данной профессии, является:
- не конфликтность;
- трудолюбие;
- деликатность
- желание все сделать вовремя и правильно;
- скрупулезность, потому что иногда от одной небольшой детали зависеть целый исход дела.
Официальная ставка помощника судьи на 2020 год в РФ напрямую зависит от того, сколько получает судья. Помощники обычно получают оклад, и процент от зарплаты того, на кого не работают. Правда оклад обычно не превышает размера МРОТ, то есть он небольшой.
Основная ставка делается на процент. В свою очередь судья получает основной оклад, размер которого зависит от должности, надбавку за квалификацию, а также стаж работы, и поощрения, выплакивающиеся каждый месяц за качественное выполнение трудовых обязанностей.
На основании этой информации можно сказать, что в судебной отрасли есть некоторые проблемы, связанные с тем, что единственное, на что могут рассчитывать помощники судей, это индексация. Речь идёт об умножении окладов (данное слово стоит несколько раз подчеркнуть, потому что никакие другие поощрительные выплаты, процентные ставки, премии данный момент не затрагивает) на момент инфляции.
Официально индексация заработных плат помощников судей в России будет такой же, как и у других бюджетников. Оклада увеличится примерно на 4 %, и если вычесть их из 12 000 рублей (средний размер МРОТ), то прибавка будет совсем небольшой.
Судебная реформа и ее особенности
Не так давно судебная система Российской Федерации пережила колоссальные изменения. Были созданы новые кассационные и апелляционные суды, которые сделали процессуальное законодательство более доступным.
Данные факты не особо влияют на вопрос о том, какой будет прибавка к зарплате помощникам судей в 2020 году в России, но знать это надо.
Однако реформа стало в некоторой степени тем фактором, который привел к сокращению сотрудников судебного аппарата. Известно, что в условиях кризиса пришлось идти на непопулярные меры для того, чтобы хотя бы сохранить заработную плату бюджетникам на том уровне, на котором они были.
Что касается увеличения окладов, то производилась она за счет тех средств, которые освобождались после увольнения или сокращение тех или иных сотрудников. В связи с этим возникает вопрос о том, будет ли сокращение помощников судей в 2020 году. Однако ответить на него можно отрицательно, во всяком случае, никакой информации по этому поводу в прессе не рассматривалось даже на уровне слухов.
В целом, можно сказать что 2020 год не станет тем временем, когда зарплаты работников судебной системы смогут существенно изменится. Можно рассчитывать только на индексацию, а также на выплату премий за хорошую работу и качественное выполнение дополнительных обязанностей, что прописано в трудовом законодательстве. Дополнительная финансовая поддержка в этом случае не предусмотрена.
Все чаще появляется информация о том, что в следующем году зарплата чиновников будет расти, хотя по многим данным она и сейчас представляет собой внушительную сумму у руководящих должностей. Но зарплата работников аппарата суда остается на предельно низком уровне.
Что будет в будущем с зарплатой работников суда?
Государство еще несколько лет назад решило отказаться от индексации зарплат работников аппарата суда, однако сумма зарплаты все-таки увеличивается, хотя и не так стремительно в сравнении с ее скоростью еще некоторое время назад. Например, с 2003 года за десять лет она выросла в шесть раз у высших постов, но у работников суда увеличилась лишь в 2-3 раза.
Появившиеся в 2016 году слухи об индексации для государственных чиновников, в 2017 были подтверждены в заявлениях Правительства и Министерства финансов – в декабре 2017 года оклады были проиндексированы на 4%.
Между тем не проведённая индексация в 2016 году привела к экономии около одного миллиарда рублей. Эти данные позволяют предположить, какие огромные суммы можно сэкономить в масштабе страны. Поэтому точного решения на счет индексации в этом году еще не принято. Однако в 2019 уже ожидается повышение окладов всем госслужащим, в том числе и работникам аппарата суда на 4%, а в 2020 годах ожидается повышение зарплаты госслужащих за счет материального стимулирования.
Какие варианты увеличения зарплат работникам аппарата суда планируются?
Министерством труда уже давно выдвигались предложения провести реформирование в системе оплаты труда чиновников. Необходимо изменить саму структуру расчета окладов и начисления всевозможных прибавок.
Федеральный закон о государственной службе не дает точной информации по поводу реально существующих окладов чиновников, поэтому Минтруда была предложена пилотная схема разграничения доходов чиновников различных уровней.
Уровень госслужащего предлагалось определять количеством расчетных единиц. Например:
· младшему специалисту федерального органа госвласти начисляется до девятнадцати расчетных единиц;
· начальнику отдела этого же органа – двадцать три;
· руководителю администрации города – тридцать пять;
· губернатору – шестьдесят расчетных единиц.
Предлагалось, чтобы одна расчетная единица была равна фиксированной сумме – например, 1300 рублей. Отсюда следует, что даже без дополнительных выплат оклад чиновников представляет собой внушительную сумму. Также предлагалось начислять чиновникам и работникам аппарата суда доплаты начисляются за срок и условия службы, чин, местный коэффициент и др. Поэтому даже одна и та же должность в сходных ведомствах будет оплачена по–разному. Например, после года работы к минимальному окладу прибавляют десять процентов, через пять лет – пять процентов. За службу в особых условиях добавляют до двухсот процентов. Это не считая все остальные пункты дополнительных выплат.
Но данный проект так и был похоронен, как и закон о судебной службе для работников аппарата суда.
Дополнительное матстимулирование аппарата суда
Правительство по поручению Президента разработало программу, которая поспособствует повышению интереса у рядовых граждан к государственной службе. Одним из основных пунктов этого проекта является достойная заработная плата. При этом дефицит бюджета не позволяет просто увеличивать расходы. Поэтому повышение зарплаты чиновникам планируется за счет сокращения их количества. В этом случае бюджет не будет истощен, а зарплата оставшихся госслужащих вырастет.
За 2016-2018 годы проведено сокращение не менее 13 тыс. чиновников различного уровня, что позволило высвободить десятки миллиардов рублей.
Заместитель министра труда придерживается мнения, что из-за прогрессирующей инфляции уже давно необходимо повысить оклад чиновникам. При этом добавочная часть (за чин, срок службы и т.д.) останется прежней. Альтернативно – Правительство предлагает увеличить финансирование на материальное стимулирование, сообщает РБК.
Такое заявление вызвало волну негодования у рядовых граждан, негодование только крепнет после ситуации с индексацией. Многие считают, что повышение оклада является стремлением чиновников получить как можно больше средств при индексации, но большинство возмущающихся не в курсе реального положения дел с заработной платой у рядовых чиновников – тех же работников аппарата суда, не получающих и 20 тыс. рублей.
Сколько реально получает аппарат суда?
Однако вычисление средней заработной платы госслужащих по всей стране не отражает действительного положения вещей. Предъявляемые числа в двести тысяч рублей характерны только для зарплаты высших чинов из администрации президента. В Государственной думе служащим начисляется около ста сорока тысяч рублей, в Министерстве труда средняя зарплата составляет примерно сто девять тысяч рублей, а Федеральное агентство по делам молодежи выплачивает своим сотрудникам около пятидесяти тысяч рублей.
Зарплата младшего государственного служащего в аппарате суда составляет от 12 до 19 тысяч рублей ежемесячно, а по итогам года – не более 22-23 тысяч рублей, что зачастую меньше, чем у кассира крупного гипермаркета или офисного менеджера.
К примеру, разброс зарплат по судам следующий:
· Секретарь суда от 11.5 до 14 тысяч рублей;
· Секретарь судебного заседания – от 13 до 15 тысяч рублей;
· Помощник судьи – до 17 тысяч рублей.
В этом случае индексация наоборот была бы положительной мерой и была бы полезной чиновником низкой ступени.
На сегодняшний день известно только то, что в будущем году заработная плата государственных служащих подвергнется индексации, подробностей же о материальном стимулировании работников аппарата суда и о конкретных суммах пока что нет.
Источники:
http://rg.ru/2013/05/22/sud.html
http://yur-gazeta.ru/novosti/poslednie-novosti-o-povyshenii-okladov-pomoshhnikam-sudej-v-rossii-na-2020-god.html