Будет ли сокращение в судебной системе

В настоящее время в РФ происходит создание новой системы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. По этому поводу Президентом РФ был подписан новый конституционный закон №1-ФКЗ от 29 июля 2018 года.

В чем суть и цель нововведений

Поправки нацелены на формирование самостоятельных судов. Кассационные суды представлены в количестве 9 единиц, а апелляционные – в количестве 5 инстанций. Необходимость их формирования спровоцирована нуждой в обеспечение беспристрастности, независимости в процессе изучения жалоб на акты, изданные нижестоящими инстанциями.

Какая судебная реформа была предложена Пленумом ВС РФ

В настоящее время функционирование судебной системы в Российской Федерации находится под регулированием Конституции (гл. 7), а также ФКЗ №1 от 31 декабря 1996 г. Также на практике используются отдельные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Верховного суда. Например, ФКЗ 33 от 5 февраля 2014 г. и Закон №3132-1 от 26 июня 1992 г. Особого внимания заслуживают многочисленные кодексы процессуального характера.

Порядок распределения дел между различными судебными инстанциями находится под влиянием нескольких факторов:

  • суть сложившейся спорной ситуации;
  • характер сторон;
  • этап, на котором находится процесс рассмотрения дела;
  • прочие обстоятельства.

Изменения в судебной системе в 2019 году

Рассмотрение дел в судах осуществляется, исходя из специализации и уровня. Что касается системы общей юрисдикции, в России она является более сложной и разветвленной. Связано это с изобилием дел, пребывающих в ведение подобных организаций. В связи с проведенной реформой появятся новые суды. Это снизит нагрузку на существующие инстанции и упростит их деятельность, а также повысит качество принимаемых решений.

Последние новости по кассационным и апелляционным судам общей юрисдикции

Кассационные и апелляционные суды различны по ряду параметров. Это компетенция, состав, расположение, порядок рассмотрения и т. д.

Апелляционные судебные инстанции осуществляют рассмотрение дел, связанных с жалобами и представлениями актов, которые не вступили в законную силу. В их компетенции также находятся дела по новым обстоятельствам.

Областные суды и равные им организации смогут производить рассмотрение решений районных судов первой инстанции, которые не вступили в силу. Что касается новых апелляционных организации, они будут выступать в качестве вышестоящих судебных органов относительно действующих верховых республиканских судов.

Апелляционные суды будут заниматься обжалованием жалоб на акты, изданные верховными судами республиканского, областного, городского значения. Этот пункт прописан в ст. 320 ГПК РФ. Также они будут осуществлять подробное рассмотрение административных дел, что сказано в ст. 296 КАС РФ.

Кассационные инстанции будут осуществлять регулирование в двух направлениях.

  1. Гражданский процесс. Регламент – ст. 376 ГПК РФ. Это значит, что они будут заниматься обжалованием приказов, определений и решений судов.
  2. Административный процесс. Регламент – ст. 319 КАС (Кодекса по административному судопроизводству). В рамках этого направления такие инстанции будут заниматься обжалованием приказов, определение, решений судов городского, районного, областного, республиканского значения.

В структуре апелляционных судебных инстанций будут присутствовать следующие элементы:

  • коллегия судебного характера по гражданским вопросам;
  • президиум;
  • коллегия судебного типа по административным спорам;
  • коллегиальный совет по уголовным спорам.

Состав кассационной судебной системы будет включать в себя аналогичные звенья.

Апелляционные суды находятся в следующих населенных пунктах Российской Федерации:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Нижний Новгород;
  • Сочи;
  • Новосибирск.

Кассационные инстанции располагаются в городах административного значения, а также в Саратове, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Кемерово, Владивостоке, Челябинске.

Новое в апелляционном производстве судов общей юрисдикции

Срок, в течение которого нужно подать жалобу в кассационный суд общей юрисдикции, составляет 3 месяца с того момента, как оспариваемый судебный акт станет официально действовать. Это прописано в ст. 376.1 ГПК РФ. Кассационная жалоба в вышестоящий суд может быть направлена на протяжении трех месяцев с момента вынесения соответствующего определения. Суммарный срок, таким образом, составляет 6 месяцев.

Наряду с этим произойдет введение принципа сплошной кассации. Т. е. если жалоба имеет полное соответствие предъявляемым требованиям, ее принятие произойдет в любом случае. Она будет направляться в суд первой инстанции, а оттуда – в кассационный суд.

Прочие новшества в 2018-2019 гг.

Они заключаются в следующих аспектах.

  1. Возможность профессионального представительства в арбитражном суде и гражданском процессе. Соответствующие регламенты – арбитражный процессуальный (ч. 3 ст. 59) и гражданско-процессуальный кодекс РФ (ст. 49). В качестве представителей могут выступать лица, получившие высшее образование в сфере юриспруденции за некоторыми исключениями. Не смогут действовать от лица истцов/ответчиков патентные поверенные, арбитражные управляющие, законные представители компаний.
  2. Возможность передачи разбирательств между судебными инстанциями. Также вероятность перехода от одного вида судопроизводства к другому. Если появится такая необходимость, арбитражный суд будет должен осуществить передачу дела в инстанцию общей юрисдикции с последующей передачей по подсудности, согласно нормативам ст. 39 АПК. При поступлении в адрес суда гражданского иска, включающего административные требования, рассмотрение может осуществляться в соответствии с нормами и принципами административного судопроизводства.
  3. Снижение класса квалификации как мера ответственности, применяемая по отношению к судьям. Данный вид ответственности вводится с 1 сентября 2019 года и распространяется на серьезные нарушения законодательства.

Таким образом, судебная реформа началась в 2018 г., а в 2019 г. случилось ее продолжение, которое привело к большому количеству изменений и нововведений.

Дополнительная информация — ниже на видео.

Сейчас апелляции районных судов рассматривают областные суды, а кассации — президиум областных судов. Решения областных судов проверяются Верховным судом, а полноценной кассации для них нет. Новая система, по замыслу ее авторов, должна исправить этот недочет, а также разгрузить Верховный суд.

Кассационные суды полностью заменят президиумы судов всех уровней и будут рассматривать жалобы на вступившие в силу акты районных судов, областных судов, принятые в первой инстанции, и на решения апелляционных судов. Апелляционные суды будут рассматривать частные жалобы на вступившие в силу постановления областных судов и на определения Верховного суда. Верховный суд перестанет рассматривать не вступившие в силу решения нижестоящих судов. Как пояснили в пресс-службе Свердловского областного суда, в их компетенции останутся полномочия по рассмотрению жалоб на не вступившие в силу судебные акты, принятые судами первой инстанции.

13 июля Верховный Суд одобрил предложенный законопроект. Предполагается, что он будет внесен в Госдуму в осеннюю сессию.

По мнению юристов, такое разнесение судов по разным регионам положительно скажется на судебном процессе, потому что во многих случаях поможет бороться с коррупцией.

Реформа предполагает определенное сокращение полномочий областных судов и, как следствие, сотрудников. Проект создания апелляционных судов предусматривает увольнение 362 гражданских служащих областных судов во всех регионах и выведение из штата судов 100 судей. При этом в новых апелляционных инстанциях будет создано 5 рабочих мест для председателей судов, 15 — для их заместителей, 161 — для судей.

Аналогичная ситуация и с кассационными судами. Ради их создания будет сокращено 1362 государственных гражданских служащих судов областного звена и выведено из штата 723 судьи. В 9 кассационных судах появятся 9 председателей, 36 их заместителей и 678 судей. Таким образом, большая часть уволенных сотрудников региональных судов будет трудоустроена в новые апелляционные и кассационные суды. Следовательно, судей и их семьи ждет переезд, на что уже заложены деньги в законопроекте.

В Свердловском областном суде пока не знают, сколько сотрудников будет сокращено именно у них — это станет известно после принятия закона.

Для простых жителей судебная реформа грозит, в первую очередь, увеличением расходов на услуги адвокатов. Как поясняют юристы, их услуги естественно увеличатся на стоимость проезда до суда, где происходит рассмотрение апелляции или кассации. При этом, по мнению юристов, реформа может повлиять на распространение электронного правосудия, когда адвокаты, свидетели и остальные участники процесса могут присутствовать на заседании по видеосвязи.

Сроки рассмотрения дел, по мнению юристов, увеличиться не должны, так как в судах действует электронный оборот документов. По крайней мере, в планах увеличения сроков нет, добавляет Бушмаков.

Согласно проекту реформы, создание новых судов обойдется судебному департаменту в дополнительные 4,3 млрд рублей: 3,5 млрд на кассационные и 828,9 млн рублей на апелляционные. Большая часть этих средств — единовременные затраты, на выплаты уволенным, создание судов, закупку мебели и техники.

Из федерального бюджета на апелляционные суды потребуется 555 млн рублей, на кассационные суды — 2,4 млрд рублей.

Закон о создании новой системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, как ожидается, сделает процесс обжалования решений не простым, но более независимым от первой инстанции. Ранее вердикты районных судов обжаловались в областных, то есть в апелляционной инстанции. Если же и их решения стороны считали несправедливыми, то они могли обращаться на уровень выше – уже с кассационной жалобой, которую рассматривает президиум областного суда.

По новому закону появляется пять апелляционных судов и девять кассационных судов общей юрисдикции. Каждый кассационный и апелляционный судебный округ будет включать в себя несколько регионов. Так, апелляционные суды общей юрисдикции будут созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде, Новосибирске, а апелляционный военный суд – в городе Власихе Московской области.

Девять кассационных судов общей юрисдикции появляются в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово, Владивостоке, а кассационный военный суд – в Новосибирске.

Созданные суды будут действовать в составе президиума суда и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.

Такой шаг – лишь часть большой судебной реформы в России.

У судей в апелляции не будут связаны руки, считает зампредседателя комитета по государственному строительству и законодательству Государственной думы Вячеслав Лысаков.

Процесс, по словам Лысакова, долго обсуждался, в том числе в недрах судебного сообщества. Встают кадровые вопросы, нужно обеспечивать новую систему специалистами необходимой квалификации. Выводы можно будет сделать по прошествии одного-двух лет, считает парламентарий.

Реформа направлена на то, чтобы повысить независимость апелляции.

Не раз и президент Путин подчеркивал, что не будет вмешиваться в работу судей.

В отличие от европейской системы, отечественная Фемида не так либеральна, полагает адвокат-международник Григорий Карашель:

Кадровая проблема тоже существует. Например, юрист во Франции не пойдет работать в банк – там важно иметь профильное образование. В России, считает Григорий Карашель, нужно усиливать подготовку юристов: эксперты признают, что, несмотря на массу выпускников юридических вузов, найти по-настоящему грамотного профессионала, а еще и практика, не так просто.

Президент Ассоциации политических юристов Роман Смирнов уверен, что сама судебная реформа – процесс позитивный. У граждан появляется возможность дополнительного обжалования решений вне территории основного суда, где проходило заседание. Это повышает независимость судей, хотя создает дополнительные затраты для юристов и сторон процесса, потому что приходится перемещаться в другие регионы. Однако реформа по аналогии с арбитражным процессом даст много положительного.

Еще один большой вопрос – квалификация судей в избирательных процессах. В идеале должны быть выделены отдельные судьи, которые рассматривали бы только споры, связанные с выборами. Причем, включая первую инстанцию. Ведь как получается на практике? Не каждый кандидат или политическое объединение захочет или сможет правильно подать жалобу на решение. Да и не все обращаются к профессиональным электоральным юристам.

Наконец, чтобы совершенствовать судебную практику, нужно ее хорошо знать, говорят эксперты. Сейчас обзоры практики регулярно выпускает только Верховный суд. Профессиональное же сообщество нуждается в обобщающих данных из регионов.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Мицих

Источники:
http://www.znak.com/2017-09-06/v_rossii_gotovitsya_sudebnaya_reforma_kak_ona_skazhetsya_na_yuristah_sudyah_i_prostyh_lyudyah
http://fedpress.ru/article/2330094

Читайте также:
Adblock
detector