Что такое ходатайство в фас

Основной вопрос: компания планирует совершить сделку, которая требует одобрения антимонопольного органа, либо совершила сделку, которая требует подачи уведомления о ней. Как беспрепятственно подать документы, чтобы не попасть под административную ответственность, предусмотренную в статье 19.8 КоАП РФ? Решение: необходимо собрать полный пакет документов с учетом требований законодательства и соблюсти требования к его оформлению. Отсутствие в пакете каких-либо из обязательных сведений может привести к тому, что ходатайство или уведомление будут считаться непредставленными.

Бэла Дзгоева, юрист корпоративной практики юридической фирмы Sameta

Очень часто компании становятся правонарушителями по вышеуказанным составам не умышленно, а из-за своих технических недочетов, которые допустили при подаче ходатайства о получении согласия на сделку или уведомления о ее осуществлении. Поэтому юристу компании важно знать, как обойти некоторые наиболее распространенные трудности при подготовке и подаче соответствующих ходатайств и уведомлений.

Форма и содержание ходатайства и уведомления

Nota bene! Документы, прилагаемые к ходатайству или уведомлению, представляются в виде оригиналов либо копий. Копии заверяются подписью лица, которое подписывает само ходатайство или уведомление (как правило, это руководитель компании-заявителя), а также печатью этой компании. Копии учредительных документов должны быть удостоверены нотариально (п. 3.17, 3.19 регламента № 294). Пакет документов (кроме копий учредительных документов) представляется в прошитом виде и должен включать в себя опись всех представленных документов и сведений (п. 3.17, 3.19 регламента № 294).

Унифицированная форма самого ходатайства о согласовании сделки, равно как и уведомления об осуществлении сделки законодательством не предусмотрена, поэтому эти документы составляются в произвольной форме. Однако приказом ФАС России от 17.04.08 № 129 (далее – приказ № 129) утверждена форма представления сведений, которые в обязательном порядке представляются в антимонопольный орган одновременно с ходатайством или уведомлением. Помимо самого ходатайства (уведомления), а также вышеуказанной формы со сведениями компании нужно представить документы со сведениями о компании-заявителе и о компании, являющейся объектом экономической концентрации. Перечень этих документов установлен в части 5 статьи 32 закона № 135-ФЗ.

Важно учитывать, что Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций , утвержденный приказом ФАС России от 20.09.07 № 294 (далее – регламент № 294), обязывает заявителя дублировать документы, прилагаемые к ходатайству, на электронном носителе (п. 3.15 регламента № 294). Хотя такого требования нет в законе № 135-ФЗ, его приходится учитывать.

Nota bene! Ходатайство или уведомление можно подать в антимонопольный орган тремя способами: лично заявителем, курьером под расписку либо заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 3.21 регламента № 294). При этом, несмотря на то, что формально лицо, подающее ходатайство или уведомление от имени иного лица, должно быть уполномочено заявителем, на практике при представлении документов в антимонопольный орган курьером наличие у него соответствующей доверенности не проверяется.

Отсутствие некоторых сведений. В соответствии с частью 5.1 статьи 32 закона № 135-ФЗ при отсутствии каких-либо из предусмотренных перечнем документов и сведений ходатайство считается непредставленным, о чем антимонопольный орган в десятидневный срок уведомляет заявителя. Аналогичной нормы в отношении уведомления в законе № 135-ФЗ не предусмотрено, однако, согласно приложению № 3 регламента № 294, в ситуациях, когда уведомление содержит неполный пакет необходимых документов, антимонопольный орган также уведомляет компанию о том, что уведомление не представлено.

При этом существует ряд сведений и документов, без представления которых обойтись нельзя. В частности, это сведения о предмете сделки, одобрение которой требуется получить (или о которой уведомляется антимонопольный орган), бухгалтерский баланс заявителя, документ об оплате госпошлины.

При заключении договора на любом иностранном языке обязательно нужно приложить его нотариально заверенный перевод на русский язык (п. 3.18 регламента № 294).

Ходатайства об одобрении сделок могут рассматривать как центральный аппарат ФАС России (далее – ФАС), так и его территориальные органы.

Сведения о предмете договора. Вместе с ходатайством или уведомлением компания должна представить, в частности, документы, определяющие предмет и содержание сделки, требующей одобрения или уведомления (п. 3 ч. 5 ст. 32 закона № 135-ФЗ). Когда речь идет об уведомлении о совершенной сделке, проблем с этим документом не возникает – достаточно представить копию заключенного сторонами договора. Но когда подается ходатайство об одобрении будущей сделки, бывает, что к моменту обращения в антимонопольный орган проект договора еще окончательно не согласован. В такой ситуации достаточно формально соблюсти требование закона и представить информацию о предмете планируемого договора и его существенных условиях. Эти сведения можно указать в произвольной форме. Важный момент: если заключению основного договора предшествовало заключение предварительного договора, то вместе с ходатайством обязательно представляется копия заключенного ранее предварительного договора.

Бухгалтерский баланс заявителя. Закон требует прикладывать к ходатайству или уведомлению бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства. Если подается уведомление об осуществлении сделки, нужно приложить баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате осуществления этой сделки, иного действия (п. 7 ч. 5 ст. 32 закона № 135-ФЗ). Одна из довольно распространенных ошибок заявителей – приложение к ходатайству или уведомлению баланса, составленного не на ту отчетную дату, на которую нужно.

Следовательно, отчетными периодами для составления бухгалтерской отчетности и ее представления для коммерческих компаний являются первый, второй, третий кварталы и год. Например, если сделка, о которой нужно уведомить антимонопольный орган (без предварительного согласия), была осуществлена 20 сентября, то необходимо представить бухгалтерский баланс по состоянию на 30 июня, а не на 30 сентября (последний отчетный период – второй квартал, так как третий квартал на момент совершения сделки еще не закончен).

Уплата госпошлины требуется только в случае предварительного согласования сделки. Последующее уведомление о совершенной сделке пошлиной не облагается.

Платежное поручение об уплате госпошлины. Предварительное согласование сделки с антимонопольным органом требует уплаты государственной пошлины в размере 20 тыс. рублей ( ч. 4.1 ст. 32 закона № 135-ФЗ, подп. 89 п. 1 ст. 333.33 НК РФ ). При отсутствии документа об оплате госпошлины заявителю будет отказано в приеме документов. Платежное поручение (лучше с оригинальной отметкой банка) прикладывается дополнительно к документам в составе ходатайства и первым изымается представителем антимонопольного органа на стадии первичного ознакомления с документами.

Если компания готовит пакет документов не самостоятельно, а обращается с этой целью к консультантам, то бывает, что госпошлину оплачивает компания, оказывающая консультационные услуги. Она перечисляет необходимую сумму со своего банковского счета, а позднее просто включает ее в счет, выставляемый клиенту за оказанные ему услуги. До сих пор случаев отказа в принятии такого способа оплаты госпошлины со стороны антимонопольных органов не было. Но поскольку налоговое законодательство формально не предусматривает возможности исполнения обязанности по уплате налога иным лицом, а не самим налогоплательщиком, во избежание рисков лучше такую оплату проводить непосредственно со счета компании, от имени которой подается ходатайство.

Документы, сопутствующие основному пакету. К ходатайству (уведомлению) и пакету документов обязательно должна быть приложена опись всех представленных документов и сведений. Это требование предусмотрено пунктом 3.17 регламента № 294. Кроме того, если ходатайство (уведомление) подписывает и представляет в антимонопольный орган представитель заявителя по доверенности, то необходимо приложить оригинал его доверенности. В практике автора однажды возникла ситуация, когда получение согласия на сделку оказалось под угрозой срыва из-за отсутствия в доверенности образца подписи доверенного лица, хотя, как известно, его подпись в доверенности вовсе не требуется (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Тем не менее у сотрудника антимонопольного органа при приеме ходатайства и приложенных к нему документов возникли сомнения в том, что они подписаны и подаются уполномоченным на это лицом (из-за отсутствия образца подписи в доверенности сотрудник ведомства не мог сверить подписи на сшивке документов). Разумеется, эта ситуация не имеет отношения к требованиям законодательства, но во избежание подобных трудностей лучше включать в текст доверенности образец подписи поверенного, заверяя ее подписью лица, выдавшего доверенность от имени компании-доверителя, и печатью этой компании.

Согласия или уведомления антимонопольного органа требуют только сделки, которые отвечают определенным критериям.

Сделки с акциями, долями и активами коммерческих организаций, для которых нужно предварительное согласие антимонопольного органа, названы в части 1 статьи 28 закона № 135-ФЗ.
Необходимость согласования зависит, в частности, от размера доли в уставном капитале другой компании (размера пакета голосующих акций), право на распоряжение которыми в результате сделки получает заявитель или его группа лиц, а также от того, соответствуют ли компания-заявитель и компания, являющаяся объектом экономической концентрации, определенным критериям. Эти критерии касаются суммарной стоимости активов вышеуказанных компаний (и их групп лиц) или их суммарной выручки от реализации товаров за последний календарный год, а также от стоимости активов компании, являющейся объектом экономической концентрации.
Сделки, которые вместо получения предварительного согласия требуют только уведомления антимонопольного органа после их совершения, фактически те же самые, что и сделки, требующие согласования. Только критерии, касающиеся участников этих сделок (относительно стоимости их активов и размера выручки), для данного случая установлены в более низких значениях (п. 5 ч. 1 ст. 30 закона № 135-ФЗ).
В отношении сделок с долями, акциями или активами финансовых организаций (включая лизинговые, страховые компании) предусмотрены особые критерии (ст. 29, п. 6 ст. 30 закона № 135-ФЗ).

Представление неполного пакета документов

Согласно части 5.1 статьи 32 закона № 135-ФЗ, если документы и сведения представлены не в полном объеме, то антимонопольный орган в 10-дневный срок уведомляет заявителя о том, что ходатайство считается непредставленным. При этом те документы, которые были направлены в антимонопольный орган, хранятся только в течение 14 дней со дня их поступления. То есть у заявителя с момента получения уведомления антимонопольного органа есть всего несколько дней на то, чтобы донести недостающие документы к неполному пакету, иначе его придется собирать заново. Ходатайство считается представленным со дня его подачи в антимонопольный орган со всеми документами и сведениями (п. 3.22 регламента № 294).

Nota bene! Уведомление о совершении сделки должно быть подано не позднее чем через 45 дней после даты ее совершения (п. 5 ч. 1 ст. 30 закона № 135-ФЗ). Для подачи ходатайства о согласовании сделки конкретный срок законодательством не установлен. Поэтому нарушением срока подачи этого ходатайства признаются ситуации, в которых компания-заявитель подает его уже после совершения сделки (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.01.10 по делу № А56-50726/2009).

Пункт 3.30 регламента № 294 и приложение № 3 к этому регламенту, в котором описаны административные действия сотрудников антимонопольных органов при рассмотрении ими ходатайств и уведомлений, предусматривают несколько иной порядок действий в случае получения от заявителя неполного комплекта документов (это касается не только ходатайств, но и уведомлений). В этом случае сотрудники антимонопольного органа не просто сообщают заявителю о том, что ходатайство или уведомление не представлено, но и запрашивают недостающие документы. Причем они должны сделать это не в течение десяти дней, как указано в законе № 135-ФЗ, а в течение пяти рабочих дней. На практике это зачастую происходит проще: сотрудник сразу звонит и сообщает, что каких-то документов не хватает, и предлагает представить их в максимально сжатые сроки. И только если заявитель этого не делает, ему направляется официальное письменное сообщение о том, что ходатайство или уведомление считаются непредставленными. По этой причине очень важно указывать в уведомлениях и ходатайствах подробную контактную информацию.

Документы, которые представлять не обязательно. Непредставление некоторых документов из перечня не влечет за собой признание ходатайства или уведомления непредставленным, так как антимонопольный орган может самостоятельно получить их в других государственных органах по межведомственному запросу. Это копии лицензий заявителя, а также его финансово-экономическая отчетность (или отчетность компании, являющейся объектом экономической концентрации), если соответствующие компании являются кредитными организациями (ч. 5.2, 5.4 ст. 32 закона № 135-ФЗ).

Срок выполнения услуги: 35 календарных дней.

Результат выполнения услуги: получение предварительного согласия ФАС.

Согласно ст. 28 ФЗ “О защите конкуренции” в случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает четыреста миллионов рублей, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом:

  1. приобретение лицом (группой лиц) голосующих акций зарегистрированного на территории Российской Федерации акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций данного акционерного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей акционерного общества при его создании;
  2. приобретение лицом (группой лиц) долей в уставном капитале зарегистрированного на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале данного общества при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось долями в уставном капитале данного общества или распоряжалось менее чем одной третью долей в уставном капитале данного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей общества с ограниченной ответственностью при его создании;
  3. приобретение долей в уставном капитале зарегистрированного на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третью долей и не более чем пятьюдесятью процентами долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных долей;
  4. приобретение голосующих акций зарегистрированного на территории Российской Федерации акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем двадцатью пятью процентами и не более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами таких голосующих акций;
  5. приобретение долей в уставном капитале зарегистрированного на территории Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем двумя третями долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем двумя третями указанных долей;
  6. приобретение голосующих акций зарегистрированного на территории Российской Федерации акционерного общества лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем пятьюдесятью процентами и не более чем семьюдесятью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, если это лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем семьюдесятью пятью процентами таких голосующих акций;
  7. получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств (за исключением земельных участков и не имеющих промышленного назначения зданий, строений, сооружений, помещений и частей помещений, объектов незавершенного строительства) и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества;
  8. приобретение лицом (группой лиц) в результате одной или нескольких сделок (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности или договора поручения) прав, позволяющих определять условия осуществления зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектом (за исключением финансовой организации) предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа;
  9. приобретение лицом (группой лиц) более чем пятидесяти процентов голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории Российской Федерации, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

Предусмотренное частью 1 настоящей статьи требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок не применяется, если указанные в части 1 настоящей статьи сделки осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, или если указанные в части 1 настоящей статьи сделки осуществляются с соблюдением условий, предусмотренных статьей 31 настоящего Федерального закона, либо если их осуществление предусмотрено актами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации либо если сделки осуществляются в отношении акций (долей) финансовой организации.

При определении суммарной стоимости активов лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц и лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц в соответствии с частью 1 настоящей статьи не учитываются активы лица, продающего (отчуждающего) акции (доли) или права в отношении лица, являющегося объектом экономической концентрации (продающего лица), и его группы лиц, в случае, если в результате сделки продающее лицо и его группа лиц утрачивают права, позволяющие определять условия осуществления предпринимательской деятельности лицом, являющимся объектом экономической концентрации.

  1. Федеральный закон “О защите конкуренции”.
  2. Приказ ФАС РФ от 20.11.2006 № 293.
  3. Приказ ФАС РФ от 28.12.2007 № 457.
  4. Приказ ФАС РФ от 17.04.2008 № 129.
  5. Приказ ФАС РФ от 20.09.2007 № 294.
  1. провести анализ ситуации, в которой необходимо получение предварительного согласия ФАС;
  2. собрать предусмотренный пакет документов, заполнить формы документов;
  3. проверить документацию на соответствие всем требованиям закона;
  4. подать ходатайство и документы в ФАС;
  5. сопроводить ходатайство при рассмотрении в ФАС;
  6. получить предварительное согласие ФАС.

Заказать услугу Вы можете, используя форму ниже. Также имеется возможность использовать любой из доступных Вам каналов связи для сообщения Вашей потребности.

Готовим документы в ФАС

Готовим документы в ФАС (Практические рекомендации по подготовке документов в ФАС в связи с предстоящими сделками и реорганизациями. Типичные ошибки и нарушения компаний)

Ю. В. Коковихин Готовим документы в ФАС (Практические рекомендации по подготовке документов в ФАС в связи с предстоящими сделками и реорганизациями. Типичные ошибки и нарушения компаний).// Акционерное общество: вопросы корпоративного управления № 3(106) Март 2013. Стр.80-87.

Несмотря на то, что перечень документов и сведений (а также требований к ним), которые заявитель представляет в антимонопольный орган в целях получения предварительного согласия либо уведомления об осуществлении сделок и иных действий, установлен в законодательном порядке (то есть в этом отношении существует, казалось бы, определенная ясность), тем не менее, на практике все еще наблюдаются многочисленные ошибки и нарушения.

При этом часто упускается из виду то обстоятельство, что в случае представления не в полном объеме необходимых документов и сведений, ходатайство считается не представленным. И для многих компаний, в том числе авторитетных и хорошо известных на рынке, становится полной неожиданностью, когда по указанным выше причинам они вдруг получают уведомление антимонопольного органа о том, что поданное ходатайство не считается представленным.

При подготовке документов в антимонопольные органы следует руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

Требования к содержанию документов и информации,

подлежащих представлению в антимонопольный орган

Исчерпывающий перечень информации для представления в ФАС России при согласовании сделок и иных действий предусмотрен частью 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции. Большинство из указанных здесь документов и сведений легко идентифицируется, и при их подготовке, как правило, не возникает затруднений. Однако отдельные положения части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции, в которых определены, например, параметры, содержащие характеристики подлежащей представлению в антимонопольные органы информации, из-за их неоднозначности требуют дополнительных пояснений.

В том случае, если акции (доли) коммерческой организации приобретаются на аукционе как одной из форм торгов (способе приватизации), то потребуется, кроме соответствующего проекта договора, представить также имеющиеся сведения об аукционе, которые публикуются организатором торгов.

В случаях реорганизации коммерческих организаций в форме слияния или присоединения одной или нескольких коммерческих организаций к иной коммерческой организации необходимо будет представить проекты документов, опосредующих реорганизацию (план реорганизации, изменения долей участия в уставном капитале основных акционеров или участников в результате реорганизации, протоколы общих собраний, передаточные акты и т.д.). Полнота представляемых сведений в соответствии с указанным пунктом части 5 ст. 32 Закона остается на усмотрение заявителя по причине отсутствия в этой части Закона о защите конкуренции конкретного либо примерного списка подлежащих представлению документов и сведений.

Что касается пунктов 4 и 5 части 5 ст. 32 Закона, то следует обратить внимание на различие, содержащихся в них требований. Так, в соответствии с положениями пункта 4 указанной части ст. 32 Закона о защите конкуренции требуется представить сведения о видах деятельности, которые осуществлялись заявителя, в то время как в пункте 5 упомянутой части настоящей статьи содержится требование о представлении заявителем сведений о наименованиях видов продукции, произведенной и реализованной заявителем. Нередко, участники сделки, полагают достаточным представить, например, только сведения о видах продукции. Однако те и другие сведения следует представлять в качестве самостоятельных документов. При этом виды деятельности не следует придумывать: объективная информация о них, в частности, содержится в уставе организации, бухгалтерском балансе, лицензии. Указывать нужно только те виды деятельности, которые действительно осуществлялись заявителем в течение последних 2-х лет перед подачей ходатайства или уведомления.

Сведения о наименованиях видов продукции, об объеме произведенной и реализованной заявителем продукции представляются в антимонопольный орган в виде заполненных таблиц, являющихся Приложениями №№1 – 5 к Форме представления антимонопольному органу сведений, которая утверждена Приказом ФАС № 129. При этом нужно обратить внимание, что Приложение №4 — это таблица, которая заполняется только финансовыми организациями, за исключением кредитных организаций. Одновременно Приложение №5 – таблица, предназначенная для заполнения только кредитными организациями. Определенным видам деятельности организации, как правило, соответствуют наименования видов произведенной и реализованной продукции, поскольку продукция (работы, услуги) является результатом этой деятельности. Например, применительно к кредитной организации можно указать следующие ответы на поставленные вопросы:

  • виды деятельности — осуществление банковских операций
  • виды продукции — кредиты, предоставленные предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам; банковские вклады (депозиты) физических лиц и организаций.

Требования о представлении информации, содержащиеся в пункте 6 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции, аналогичны рассмотренным положениям пунктов 4 и 5 этой части упомянутой статьи Закона, но касаются они не заявителя, а иных лиц, указанных в статьях 27-30 настоящего Закона. Что же это за лица, в отношении которых Закон обязывает заявителя предоставлять имеющуюся у него информацию о видах их деятельности и наименованиях видов произведенной и реализованной ими продукции? Ответ на этот вопрос можно найти в пункте 3.4 Формы представления антимонопольному органу сведений, утвержденной Приказом № 129. Согласно этому пункту данные сведения представляются по приобретателям, получателям, учредителям, по обществам, участвующим в слиянии/присоединении, по хозяйственным обществам, акции, доли, основные производственные средства и (или) нематериальные активы которых приобретаются; по обществам, права в отношении которых приобретаются; обществах, чьи акции (доли) и или) имущество вносятся в уставный капитал, и их группе лиц.

Что касается участников сделок, лиц, участвующих в реорганизации хозяйственных обществ, а также в других, указанных в Законе действиях, то не вызывает сомнения необходимость представления по ним упомянутых сведений. Но, как не сложно заметить, и в Законе о защите конкуренции (статьи 27 – 30), и в Приказе №129 (п. 3.4 Формы), кроме перечисленных нами лиц, речь идет, в том числе, и об их группе лиц.

Таким образом, следует признать, что Закон о защите конкуренции обязывает заявителя предоставлять сведения о видах деятельности и наименованиях видов продукции также и по группам лиц участников сделок и иных действий, указанных в Законе. Во многих случаях, когда речь идет о крупных холдинговых компаниях, исполнение данного требования Закона является неоправданно трудоемким по причине слишком объемного массива информации, подлежащего подготовке и представлению. В связи с этим по усмотрению антимонопольного органа может быть представлена консолидированная отчетность либо отчетность, характеризующая только тот сегмент рынка, на котором осуществляется сделка. Однако повторим, что этот вопрос всегда остается на усмотрение антимонопольного органа.

Согласно пунктам 8 и 9 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции следует представить сведения о суммарной балансовой стоимости активов заявителя и его группы, а так же лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы. Поскольку Закон и другие нормативные правовые акты, регулирующие эти отношения, не указывают, в каком виде представляются данные сведения, то заявитель вправе оформить искомую информацию по своему усмотрению. По сложившейся практике наиболее полным исполнением этого требования Закона будет считаться указание агрегированного показателя балансовой стоимости активов по группе лиц заявителя и приобретаемой организации с приложением в качестве доказательств, подтверждающих правильность расчетов, соответствующих бухгалтерских балансов всех упомянутых лиц. Представление этих сведений в таком виде особенно актуально в случае разногласий с антимонопольным органом относительно необходимости предварительного согласования сделки либо возможности уведомления о ней после ее совершения.

В том случае, когда заявитель уверен в правильности произведенных расчетов, то возможно представление сведений о суммарной балансовой стоимости активов в виде таблицы с указанием соответствующего показателя по каждому лицу, принадлежащему к той или иной группе лиц, и суммированием этих показателей в итоговом значении. Когда рассчитанные таким образом активы бесспорно перекрывают установленные Законом о защите конкуренции пороговые значения в 7 млрд. рублей, то, наверное, не будет большой ошибкой представление требуемых сведений и в виде только агрегированного показателя.

В соответствии с пунктами 12 — 15 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции требуется представление перечней коммерческих организаций, более чем пятью процентами акций (долей) которых распоряжаются заявитель и лицо, являющееся объектом экономической концентрации, а также перечней лиц, которые распоряжаются на любом основании более чем пятью процентами акций (долей) заявителя и лица, являющегося объектом экономической концентрации. Предполагается, что представление указанных перечней коммерческих организаций и лиц должно осуществляться в виде 4 отдельных документов. Даже в том случае, когда такие организации и (или) лица отсутствуют, ФАС России все равно требует представление этой информации в виде соответствующего документа, удостоверяющего данный факт. Непредставление указанной информации по причине отсутствия таких организаций и (или) лиц рассматривается антимонопольным органом как неисполнение требований Закона со всеми вытекающими последствиями, о которых выше уже было сказано.

В силу пунктов 16 и 17 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции устанавливаются требования к представлению перечней лиц, входящих в одну группу лиц с заявителем и с иными указанными в статьях 27-30настоящего Закона лицами. Следует обратить внимание на то, что эта информация представляется в строгом соответствии с Приказом ФАС № 293.

Также необходимо подчеркнуть, что во всех случаях, когда на основании Закона требуется представление в ФАС России группы лиц, то речь идет о полном составе ее участников в соответствии с требованиями части 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции без каких — либо изъятий и исключений.

Вместе с тем в пунктах 16 и 17 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции специально установлено, какие лица включаются в перечень лиц, входящих в группу лиц с заявителем и с иными указанными в статьях 27-30настоящего Закона лицами, а какие лица не включаются в этот перечень. При буквальном прочтении этих положений становится очевидным, что группа лиц, представляемая в антимонопольный орган в соответствии с этой частью ст. 32 Закона о защите конкуренции, не отвечает в полном объеме признакам, образующим группу лиц, согласно части 1 ст. 9 Закона.

Так, исполнение требований, содержащихся в пунктах 16 и 17 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции, позволяет несколько сузить состав участников группы лиц, представляемый в ФАС России. В частности, в группу лиц не включаются физические лица, если они не являются индивидуальными предпринимателями и (или) не входят в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом по признакам, указанным в пунктах 1-3,5,6 и 9 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. Иными словами, в группу лиц не включаются физические лица, соответствующие одному или нескольким признакам из следующих признаков:

  • хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица (п.4 части 1 ст.9 Закона);
  • физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры (п.7 части 1 ст.9 Закона).

Указанные изъятия из применения Закона о защите конкуренции в части представления перечня группы лиц допускаются в целях, связанных с подачей ходатайств о предварительном согласовании сделок либо уведомлений об осуществлении сделок и других действий, подлежащих государственному контролю. При этом содержащиеся в Законе (пункты 16 и 17 части 5 ст. 32) указания позволяют однозначно определить тех лиц, которые не включаются в данном случае в перечень группы лиц, представляемый в ФАС России.

Кроме того, согласно смыслу указанных положений части 5 ст. 32 Закона в данный перечень лиц, входящих в группу лиц с заявителем, а также с лицом, являющимся объектом экономической концентрации, включаются контролирующие их лица, а также лица, находящиеся под их контролем, и лица, входящие с ними в группу лиц, и осуществляющие деятельность на тех же товарных рынках. Из этого следует, что в группу лиц, представляемую в антимонопольный орган в соответствии с пунктами 16 и 17 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции, можно не включать лиц, которые хотя и входят в одну группу лиц с заявителем или с лицом, являющимся объектом экономической концентрации, согласно признакам, предусмотренным частью 1 ст. 9 Закона, но не осуществляют свою деятельность на тех же товарных рынках. При этом лица, контролирующие заявителя и приобретаемую компанию, а также лица, которые находятся под их контролем, включаются в представляемые в антимонопольный орган перечни лиц, входящих в эти группы лиц, в обязательном порядке.

В соответствии с пунктом 19 части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции в состав документов, представляемых в антимонопольный орган, должны быть включены сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем 5% акций (долей) заявителя их номинальными держателями, в том числе о таких лицах, учрежденных в оффшорных зонах (далее – сведения о бенефициарах). Известно, как непросто бывает компаниям раскрыть сведения о своих бенефициарах, особенно в оффшорах. Вместе с тем следует понимать, что антимонопольный орган поставлен в такие условия, которые не позволяют ему без этой информации сделать полный анализ релевантного рынка и принять решение о согласовании сделки. Поэтому в случае непредставления сведений о конечных бенефициарах лиц, участвующих в сделке, антимонопольный орган, как правило, оставляет такое ходатайство без принятия решения.

Порядок подготовки и оформления документов

для представления в антимонопольный орган

Требования к оформлению документов и сведений, прилагаемых к ходатайству (уведомлению), установлены, в частности, Регламентом ФАС, Приказом ФАС № 129 и Приказом ФАС № 293. На что здесь, прежде всего, следует обратить внимание?

Прилагаемые к ходатайству (уведомлению) документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае лицо, подписывающее ходатайство (уведомление), должно подтвердить достоверность и полноту таких копий (пункт 3.17 Регламента ФАС).

Копии учредительных документов (для заявителя — юридического лица) либо имя, данные документа, удостоверяющего его личность (для заявителя — физического лица), должны быть нотариально заверены. Иные документы и сведения должны быть представлены в прошитом виде и заверены печатью лица, подающего ходатайство (уведомление). Если ходатайство (уведомление) представляется физическим лицом, то документы и сведения представляются в прошитом виде и заверяются подписью физического лица. Подпись физического лица должна быть заверена в установленном порядке (п. 3.19 Регламента ФАС).

Из этих положений Регламента ФАС, в частности, следует, что лицо, подписывающее ходатайство (уведомление) вправе в установленном порядке заверить своей подписью копии любых представляемых документов, за исключением только тех документов, которые в соответствии с законодательством представляются в нотариально заверенных копиях. Этим правом можно воспользоваться, например, в случае, когда по каким-либо причинам заявитель не располагает оригиналами документов или их надлежащим образом заверенными копиями, а имеет в наличии лишь соответствующие ксерокопии документов приобретаемой компании.

В случае обращения в антимонопольный орган заявителя, являющегося иностранным лицом, документы должны быть представлены на иностранном языке с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык (с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен). В случае если документы изначально составлены на русском языке, то их предоставление на иностранном языке с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык не требуется (п.3.18 Регламента ФАС). Из этого следует, что за исключением учредительных документов, все остальные документы, перечисленные в части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции, могут быть составлены и представлены иностранным лицом на русском языке.

К ходатайству (уведомлению) должна быть приложена опись всех представленных документов и сведений. Без описи ходатайство (уведомление) и прилагаемые документы могут быть не приняты в канцелярии антимонопольного органа. Кроме того, все страницы представляемого пакета документов должны быть пронумерованы.

На практике часто возникает вопрос, каким образом должна быть удостоверена доверенность в случае представления ходатайства (уведомления) в антимонопольный орган физическим лицом по доверенности, выданной от нерезидента в лице поверенного. Суть разъяснений ФАС России по этому вопросу сводится к следующему. Согласно пункту 3.19 Регламента ФАС установлено, что подпись физического лица, обязанного подавать ходатайство (уведомление) в антимонопольный орган, на доверенности, выданной другому физическому лицу — уполномоченному представителю, должна быть заверена в установленном порядке. В соответствии с частью 3 статья 187 ГК РФ доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 185 ГК РФ. Следовательно, в случае представления ходатайства (уведомления) в антимонопольный орган физическим лицом по доверенности, выданной от нерезидента в лице поверенного, то такая доверенность требует нотариального удостоверения. [3]

При подготовке и оформлении для представления в антимонопольный орган перечня лиц, входящих в одну группу лиц с заявителем и лицом, являющимся объектом экономической концентрации, следует руководствоваться Приказом ФАС № 293. Данные сведения заполняются в табличной форме, а также представляются в схематическом изображении с приложением их на бумажном носителе и на электронном носителе одним файлом в форме электронной таблицы.

Приложения к Форме представления антимонопольному органу сведений, утвержденной Приказом ФАС № 129, оформляются в виде заполненных таблиц, которые подписываются руководителем предприятия (организации) и скрепляются печатью.

При отсутствии у заявителя возможности представить в полном объеме документы и сведения, указанные в части 5 ст. 32 Закона о защите конкуренции, и в соответствии с Формой представления антимонопольному органу сведений, утвержденной Приказом ФАС № 129, информация представляется в имеющемся объеме с обязательным указанием причин невозможности для заявителя исполнения указанных требований законодательства.

Источники:
http://estvaind.ru/shop/korporativnyj-yurist/xodatajstvo-v-fas-poluchenie-predvaritelnogo-soglasiya-v-federalnoj-antimonopolnoj-sluzhbe/
http://antitrust.ru/folder131.html

Читайте также:
Adblock
detector