Является ли служба судебных приставов правоохранительным органам

Сейчас ФССП входит в систему федеральных органов исполнительной власти, которая предусматривает прохождение государственной гражданской службы. Однако фактически судебные приставы выполняют функции, более свойственные сотрудникам правоохранительных органов. Например, проводят предварительное расследование, обеспечивают безопасность судей и присяжных заседателей, а также доставляют в суд граждан, уклоняющихся от явки по вызову.

Отдельная глава законопроекта посвящена мерам поощрения. Сотруднику могут присвоить специальное звание при наличии ученой степени, объявить благодарность, выплатить премию, вручить ценный подарок, ведомственную или государственную награду, а также наградить огнестрельным или холодным оружием. Кроме того, в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания.

Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас считает, что необходимость разработки такого законопроекта назрела давно. ФССП в соответствии с действующим законодательством выполняет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, а также по предварительному расследованию в форме дознания по уголовным делам, напомнил он.

По словам Андрея Клишаса, расширить социальные гарантии для судебных приставов предлагается для того, чтобы повысить их статус. Он также отметил, что с участием директора ФССП была создана рабочая группа по подготовке законодательных предложений по повышению статуса судебных приставов и совершенствованию принудительного исполнения судебных актов. Члены группы также высказывали свои замечания и предложения по теме.

Как и кому составить жалобу на бездействие правоохранительных органов? Суд относится к правоохранительным органам или нет? И Служба судебных приставов относится ли к правоохранительным органам? И как на них жаловаться и кому?

Порядок обжалования судебных актов регламентирован нормами процессуального права, для отдельных ситуаций он может отличаться.

Обжалование действий/бездействия судебных приставов возможно в порядке подчиненности (в вышестоящую службу судебных приставов либо вышестоящему должностному лицу) либо в судебном порядке, порядок регламентирован законом «Об исполнительном производстве»

Для более точного ответа необходимо больше информации.

Спасибо, все понятно!

Суд не является правоохранительным органом! Это правоприменительный орган. Порядок обжалования судебных актов установлен процессуальными кодексами. ГПЕ, АПК, УПК, КАС, КОАПРФ.

Жалобы на поведение и поступки судей обжалуются в Квалификационные коллегии судей регионов и в ВККС.

ФССП-является правоохранительным органом. Действия её сотрудников можно обжаловать в служебном и судебном порядке.

Можно подать жалобы через интернет.

В Прокуратуру через интернет приёмную

Основание: ФЗ от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и ст.10 Закона О прокуратуре

В МВД РФ заявление можно подать через интернет приёмную

Основание: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

В следственный комитет РФ

Основание: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской ФедерацииСчастья Вам, добра и благополучия, с уважением коллектив ООО «ОРИОН».

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Симонов Андрей Артурович

В статье исследуется проблема определения места государственного органа принудительного исполнения Федеральной службы судебных приставов в системе правоохранительных органов России. Проведя анализ нормативных правовых актов, характеризующих службу судебных приставов в качестве правоохранительного органа , автор приходит к выводу о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации, определяющих правоохранительный статус Федеральной службы судебных приставов .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Симонов Андрей Артурович,

The place of Federal service of judicial police officers in the system of law enforcement bodies of Russia

The passage of the system of rightful government bodies the Federal service of judicial police officers of Russia as the state body of compulsory execution it has been investigated. The analysis of the normative law certificates characterize service of judicial police officers as the body of rightful government. At the same time the Federal service of judicial police officers should give its status of rightful government.

Место федеральной службы судебных приставов в системе правоохранительных органов России

На современном этапе в отечественной юридической науке все чаще возникают вопросы о месте органов принудительного исполнения судебных решений в механизме государства, высказываются различные точки зрения, в том числе позволяющие говорить о Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации как правоохранительном органе.

Так, В. Щукин называет правоохранительными те органы, в которых осуществляется правоохранительная служба. В качестве таковых помимо прокуратуры, органов внутренних дел, органов государственного контроля над распространением наркотических средств, таможенных органов, налоговых органов и сил обеспечения безопасности РФ он признает службу судебных приставов [1, с. 57-58].

К. Гуценко и М. Ковалев, включая службу судебных приставов в перечень правоохранительных органов, рассматривают ее как орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов [4, с. 1314]. Позиция признания службы судебных приставов как органа, осуществляющего организационное обеспечение деятельности судов, актуальна и сегодня, ее приверженцами являются не только теоретики, но и практические работники, главным образом, представители судебной ветви власти.

В частности, по мнению А. Извариной, деятельность судебного пристава-исполнителя от судов отделена искусственно, так как за разрешением ряда вопросов в порядке исполнения стороны или судебный пристав обязаны обращаться в суд [5, с. 224].

Имеется и другая позиция. Несколько лет в Государственной Думе лежит законопроект, согласно которому службу судебных приставов предлагается разделить надвое: судебные приставы-исполнители, которые исполняют решения судов, должны остаться при Министерстве юстиции Российской Федерации, а судебные приставы, чья задача обеспечивать порядок в судебных заседаниях и охрану судов, перейдут в Судебный департамент при Верховном суде РФ.

О необходимости передачи судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в ведение Судебного департамента при Верховном суде РФ еще осенью 1999 года заявил Президиум Совета судей РФ.

Основной довод следующий: суды охраняются плохо, судебные приставы несут службу только в рабочее время. А за безопасность самих судей вообще никто толком не отвечает. Рассчитывать на помощь МВД или ФСБ в критических ситуациях не приходится.

Правильной представляется позиция Федеральной службы судебных приставов: предложение Судебного департамента прямо противоречит Конституции РФ и важнейшим положениям судебной реформы в Российской Федерации, а именно, принципу разделения власти. Такой закон может привести к тому, что в одном органе окажутся соединенными функции исполнительной и судебной власти. Кроме того, судебный пристав-исполнитель не может быть подотчетен суду как орган, исполняющий его решения, поскольку он также обязан действовать, основываясь на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер по принудительному исполнению актов других органов и должностных лиц.

Министерстве юстиции был преобразован в Федеральную службу, которая фактически перешла в подчинение Президенту.

Непосредственная подчиненность Федеральной службы судебных приставов главе государства говорит об особой значимости решаемых ею задач. Служба осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В настоящее время сложившаяся в России единая централизованная система органов принудительного исполнения судебных решений, сосредоточенная в рамках исполнительной власти, позволяет эффективно решать поставленные перед ней задачи. Сосредоточение в едином органе полномочий по обеспечению безопасности, проведения дознания, осуществлению разыскных мероприятий позволяет самостоятельно и оперативно решать многие проблемы принудительного исполнения, не прибегая к помощи других государственных органов. Силовая составляющая службы, а также возможность привлечения к уголовной и административной ответственности нарушителей законодательства об исполнительном производстве должны позволить эффективно преодолевать препятствия в осуществлении исполнительных действий [7].

Тем не менее до настоящего времени не решен краеугольный вопрос статуса Федеральной службы судебных приставов: кем являются судебные приставы — органом государственной гражданской службы либо органом правоохранительной системы.

В частности, Федеральная служба судебных приставов является единственным органом принудительного исполнения в Российской Федерации.

Кроме того, с 1 января 2000 года на Федеральную службу судебных приставов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены функции по исполнению постановлений налоговых органов о взыскании задолженности по налогам и сборам за счет имущества должников-организаций. Федеральная служба судебных приставов теперь напрямую участвует в пополнении доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Указанная функция ранее осуществлялась налоговой полицией, которая являлась правоохранительным органом.

Возлагая новые функции на службу судебных приставов, законодатель в первую очередь руководствовался стремлением создать уголовно-административный механизм обеспечения исполнения судебных решений, а также дополнительные условия для эффективной работы органов правосудия.

Говоря о возможности отнесения Федеральной службы судебных приставов к правоохранительным органам, несомненно, следует затронуть и вопрос о месте службы в системе правоохранительных органов и об идентичности выполняемых ими функций.

Большинство правоохранительных органов обладают функциями по предотвращению преступлений (Министерство внутренних дел), налоговых нарушений (налоговые органы), пожаров (Министерство по чрезвычайным ситуациям) и т.д. Федеральная служба судебных приставов не наделена превентивными, профилактическими функциями. Иначе говоря, судебный пристав-исполнитель не должен предотвращать различные нарушения, влекущие за собой решения судов и иных органов, он должен только исполнять эти решения в принудительном порядке.

При обнаружении нарушения законодательства или совершения преступных действий правоохранительные органы пресекают их и затем передают документы по данному делу в суд или иной юридически правомочный орган для принятия окончательного решения. Федеральная служба судебных приставов осуществляет свои полномочия с момента поступления на исполнение исполнительного документа, т.е. после вынесения решения соответствующим органом, и исполняет решение до завершения принудительного обращения взыскания. В эти действия входит и реализация арестованного имущества как составная часть исполнительного производства, которая в качестве функций отсутствует у других правоохранительных органов.

Наиболее тесное взаимодействие среди правоохранительных органов Федеральная служба судебных приставов осуществляет с подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, налоговыми и таможенными органами по трем основным направлениям:

— принудительное исполнение актов соответствующих органов, в том числе актов о взысканиях имущественного характера;

— истребование документов и материалов, необходимых для принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных законом органов;

— направление в адрес соответствующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц предписаний, исполнение которых необходимо для принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также для обеспечения установленного порядка деятельности судов.

Положения данной нормы в полной мере распространяются на правоохранительные органы, с которыми осуществляют взаимодействие судебные приставы-исполнители. В частности, в целях выявления имущества должника для обращения на него взыскания судебный пристав-исполнитель запрашивает информацию об имущественном положении должника в регистрирующих органах, каковыми могут выступать и органы внутренних дел, ведущие специальный учет транспортных средств, огнестрельного и газового оружия, налоговые органы и другие.

Организация взаимодействия Федеральной службы судебных приставов России (территориальных органов) с правоохранительными органами и органами административной юрисдикции осуществляется разработкой и принятием совместных нормативных и организационных документов и проведением совместных мероприятий.

Для того, чтобы решение суда или иного юридически правомочного органа было исполнено, не достаточно только подготовить и утвердить нормативные и организационные документы, но, главным образом, необходимо организовать эффективное взаимодействие между правоохранительными органами.

Вышеуказанное определяет место Федеральной службы судебных приставов в системе правоохранительных органов. На данный момент законодателем не сформирована система правоохранительных органов, и вопрос закрепления за Федеральной службой судебных приставов статуса правоохранительного органа пока остается в проекте.

Отнесение Федеральной службы судебных приставов к категории правоохранительных органов будет серьезным позитивным шагом навстречу службе, поскольку появятся новые рычаги и новые возможности применения мер воздействия в отношении тех, кто уклоняется от исполнения судебных решений, актов других органов и должностных лиц. К числу таких возможностей можно отнести проведение, например, оперативно-разыскных мероприятий. Судебный пристав получит совершенно новые качественные возможности при реализации своих полномочий, связанных с розыском должников, имущества, с проведением работ по закреплению той информации, которую судебный пристав сможет получать не скрытыми, а легальными способами.

1. Щукин В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ // Российский следователь. 2005. № 6.

2. Братчикова Н. Внебюджетные фонды правоохранительных органов // Юрист. 1999. № 1.

3. Черников В. Полицейское законодательство: состояние и направления развития // Полицейское право. 2005. № 1.

4. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы: Учеб. М.: Зерцало, 2000.

5. Изварина А.Ф. Судебная власть в Российской Федерации: содержание, организация, формы. Ростов-на-Дону, 2005.

7. Воронов Е.Н. Место органов принудительного исполнения судебных решений в механизме государства // Исполнительное право. 2008. № 2.

9. Головин В.В. Взаимодействие правоохранительных органов в процессе принудительного обращения взыскания // Российский следователь. 2007. № 2.

Источники:
http://www.9111.ru/questions/12511087/
http://cyberleninka.ru/article/n/mesto-federalnoy-sluzhby-sudebnyh-pristavov-v-sisteme-pravoohranitelnyh-organov-rossii

Читайте также:
Adblock
detector